ISSN 2409-7616

Болдырева В.И., Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

УДК 377.112.4

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.14

Болдырева В.И.1 (Астрахань, Россия) — boldyrevavladlena@yandex.ru, Плащевая Е.В.2 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.1 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

2Амурская государственная медицинская академия

Аннотация. Математическая подготовка студентов медицинских колледжей и практикующих медицинских сестер является предметом исследований достаточно давно. Интерес исследователей и руководителей лечебными, лечебно-профилактическими и поликлиническими отделениями к данной проблематике связан с имеющимися фактами неверного расчёта доз лекарственных средств, скорости инфузий младшим медицинским персоналом, что может привести к нанесению вреда здоровья пациентов. К настоящему времени существует множество разработанных авторских методик обучения математике студентов медицинских колледжей. В ходе констатирующего эксперимента, проводимого в рамках диссертационного исследования, нами установлено, что поиск решения данной проблемы до сих пор актуален. Для анкетирования студентов – будущих медицинских сестер и практикующих медицинских сестер мы воспользовались диагностическим аппаратом, содержащим три блока вопросов (вопросы по фармакологии, по управлению лекарственными средствами в лечебном учреждении и по расчету доз лекарственных средств). Методы математической статистики при обработке полученных результатов позволили: 1) подтвердить недостаточный уровень навыков расчета доз лекарственных средств у будущих и практикующих медицинских сестер; 2) выявить зависимости между уровнем знаний в области расчеты дозы лекарственных средств и местом рождения (гражданством) и между высоким знанием лекарств, уверенностью и риском ошибок. Обобщение полученных результатов подтвердили необходимость разработки более эффективных подходов формированию навыков расчета доз лекарственных средств при обучении математике студентов медицинских колледжей и реализации образовательных программ по актуализации математических знаний у практикующих медицинских сестер. Решение данной задачи может быть найдено на основе ситуационного и деятельностного подходов.

Ключевые слова: обучение математике будущих медицинских сестер, навыки расчета дозу лекарственных средств.

Список источников:

  1. Ferner R.E., Aronson J.K. Medical Devices: Classification and Analysis of Faults Leading to Harms // Drug Saf. 2020. Vol. 43. P. 95–102 DOI: https://doi.org/10.1007/s40264-019-00879-2
  2. Hedlund N., Beer I., Hoppe-Tichy T. Systematic evidence review of rates and burden of harm of intravenous admixture drug preparation errors in healthcare settings // BMJ open. 2017. Vol.  7(12), e015912. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-015912  
  3. Barisone M., Bagnasco A., Aleo G. The effectiveness of web-based learning in supporting the development of nursing students’ practical skills during clinical placements: A qualitative study // Nurse education in practice. 2019. Vol.  37. P. 56-61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2019.02.009
  4.  Gill M., Andersen E., Hilsmann N.  Best practices for teaching pharmacology to undergraduate nursing students: A systematic review of the literature // Nurse Education Today. 2019. Vol. 74. P. 15-24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.11.017
  5.  Dilles T., Vander Stichele R.R., Van Bortel L. Nursing students’ pharmacological knowledge and calculation skills: ready for practice? // Nurse Educ Today. 2011. Vol. 31. С. 499–505. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2010.08.009
  6. Aggar C., Bloomfield J.G., Frotjold A. A time management intervention using simulation to improve nursing students’ preparedness for medication administration in the clinical setting: A quasi-experimental study // Collegian, 2018. Vol. 25, No. 1. P. 105-111 DOI: https://doi.org/10.1016/j.colegn.2017.04.004
  7. Досбулаева Э.Я., Мирзабекова О.В. Формирование профессиональной компетентности обучаемых медицинских колледжей при обучении математике // Современные наукоемкие технологии. 2016. Vol. 3-2. P. 332-335. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25815717
  8. Simonsen B.O., Johansson I., Daehlin G.K. Medication knowledge, certainty, and risk of errors in health care: a cross-sectional study // BMC Health Serv Res. 2011. Vol. 11. P. 175. DOI: https://doi.org/10.1186/1472-6963-11-175
  9. Гусев А.Н. Новые возможности статистической системы IBM SPSS Statistics для обработки данных психологических исследований // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. №17. С. 3-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27022348
  10. Guneş U.Y., Baran L. Mathematical and Drug Calculation Skills of Nursing Students in Turkey // International Journal of Caring Sciences. 2016. Vol. 9, No. 1. С. 220.
  11. Wright K. Student nurses need more than maths to improve their drug calculating skills//Nurse Educ Today. 2007. Vol. № 27(4). P. 278-285. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2006.05.007
  12. Фаршатов Р.С., Вильданов Т.Р., Булатова Л.А. Объективная картина нагрузки на средний медицинский персонал отделения хирургической реанимации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.  DOI:10.17513/spno.27010
  13. McMullan M., Jones R., Lea S. Patient safety: numerical skills and drug calculation abilities of nursing students and registered nurses // Journal of Advanced Nursing. 2010. Vol.  66. P. 891-899. DOI:10.1111/j.1365-2648.2010.05258.x
  14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — Москва: Издательство Московского университета, 1975. — 344 с.
  15. Приходченко Е.И., Кузьмичева А.С., Мотузенко Н.И. Деятельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 22-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34977182  
  16. Калиничев А.Е. Используя ситуационный подход инновационные методы обучения на основе ситуационного подхода, реализованные в дисциплинах управленческого профиля // Вестник военного образования. 2019. № (3 (18)). С. 54-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38238183

Библиографическая ссылка: Болдырева В.И., Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Математика в профессиональной деятельности медицинских сестер // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 165-174. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.14