ISSN 2409-7616

Воронов Е.Ю.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 378:004.7.056.53

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.14

Воронов Е.Ю.1 (Астрахань, Россия) — foron789@yandex.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Интернет в настоящее время становится одним из важнейших инструментов для решения различного рода задач, возникающих перед человеком, — это и возможность получения информации, онлайн услуг и образования, возможность общения и работы. Однако, с расширяющимися сферами применения интернет ресурсом, увеличивается опасность стать жертвой киберпреступников, для которых аккаунты в социальных сетях, логины и пароли от онлайн банкинга, а так же конфиденциальные данные являются достаточно привлекательными. Сегодня для киберпреступников интересны и информационные ресурсы различных компаний, организаций, в том числе и университетов, которые размещающают в своих информационных системах от личных данных сотрудников, до результатов научно-исследовательской деятельности. Поэтому вопросы обеспечения информационной безопасности университетов, а также его обучающихся и сотрудников, по мнению специалистов, является одним из актуальнейших на сегодняшний день. Несомненно, вузы предпринимают меры по защите информационных систем, создают специальные инфраструктуры по информационной безопасности. Закупаются и устанавливаются различного рода программные продукты и т.п. И все же, на наш взгляд, пользователи сети Интернет, обучающиеся и сотрудники, играют ключевую роль в обеспечении информационной безопасности как личной, так и вузовской. Поэтому, наше исследование мы ориентировали на оценку знаний в области информационной безопасности и готовности данные знания применять для обеспечения собственной безопасности. В ходе исследования мы использовали методику Ш.А. Крюгера и В.Д. Керни, позволяющую получить данные в соответствии с целью исследования. Обобщение результатов подтвердило необходимость разработки специальных образовательных программ, направленных на формирование компетенций в области информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность в университете, обучение основам кибербезопасности.

Список источников:

  1. Das R. Cyber Security for Social Networking Sites: Issues Challenges and Solutions // International Journal for Research in Applied Science and Engineering Technolog. 2017. Vol.V(IV). P.833–838. DOI: https://doi.org/10.22214/IJRASET.2017.4153
  2. Euphemia N., Odii J., Njoku D. Cyberspace Activities Awareness and Security Strategies in Tertiary Institutions in Nigeria // IRE Journals.  2019. Vol.3. P.439-445.
  3. Norris D.F., Mateczun L.K., Forno R.F. Cybersecurity and Local Government. Great Britain: Wiley. 256p. ISBN: 978-1-119-78828-7
  4. Никеров Д.М., Xохлова О.М. Преступления в сфере высоких технологий в современной России // Вестник восточно-сибирского института министерства внутренних дел России. 2019. № 2(89). С.82-93. DOI: https://doi.org/10.24411/2312-3184-2019-00008 
  5. Garba A., Siraj M., Alhaji M. A Study on Cybersecurity Awareness Among Students in Yobe: A Quantitative Approach // International Journal on Emerging Technologies. 2020. Vol. 11. P. 41-49.
  6. Kruger H.A., Drevin L., Steyn T. A Vocabulary Test to Assess Information Security Awareness // Inf. Manag. Comput. Secur. 2020. Vol. 18 (5). P. 316-327. DOI: https://doi.org/10.1108/09685221011095236
  7. Md. Kassim S.S., Saleh M., Zainal A. General Feelings: General User Experience and Understanding of Security in the Malaysian Polytechnic // Pattern Analysis, Smart Security and the Internet of Things. 2015.  Vol. 355. P131-140. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-17398-6_12
  8. Garba A., Maheyzah D.S. Cyber Security Awareness Among University Students: A Case Study // Science Proceedings Series. 2020. Vol. 2. P.82-86. DOI: https://doi.org/10.31580/sps.v2i1.1320
  9. Veiga A., Martins N. Improving the information security culture through monitoring and implementation actions illustrated through a case study // Computers & Security. 2015. Vol. 49. P.49 DOI: https://doi.org/10.1016/j.cose.2014.12.006
  10. Mtetwa N.S., Tarwireyi P., Sibeko C.N. Blockchain-Based Security Model for LoRaWAN Firmware Updates // Journal of Sensor and Actuator Networks. 2022. Vol.11(1). P.5. DOI: https://doi.org/10.3390/jsan11010005
  11. Halder D., Jaishankar K. Cybercrime and Victimization of Women: Laws, Rights and Rules: Laws, Rights and Rules. — Igi Global, 2011. 281р. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-60960-830-9
  12. Дерюгин Р.А. Киберпреступность в России: современное состояние и Актуальные проблемы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 2. С.46-49. DOI:  https://doi.org/10.22394/2686-7834-2022-1-83-88
  13. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Дистанционное обучение физике студентов медицинских вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С.8 EDN: VWDRAI  URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44901666
  14. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Дистанционное медицинское образование в период пандемии COVID-19: оценка опыта // ЦИТИСЭ. 2021. № 2(28). С. 490-499.  DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.45
  15. Мирзабекова О.В., Цурикова И.О. Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих инженеров // Человек и образование.  2015.  № 4(45).  С. 92-95. EDN: VVYLTN URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25953516
  16. Ганина О.Г., Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Ситуационный подход: дидактические средства обучения физике студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ.  2020. № 2(24).  С. 27-37. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.03 

Библиографическая ссылка:

Воронов Е.Ю. Информационная безопасность образовательной организации: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.161-169. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.14