ISSN 2409-7616

Аплевич О.А.

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ, СТРАТЕГИЙ И МОДЕЛЕЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.04

УДК 339.138

Аплевич О.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: olesya.aplevich@gmail.com

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. Дисперсия маркетинговых знаний, противоречия терминологического характера, обилие моделей создают трудности при формировании научной базы в исследованиях и применении имеющихся знаний на практике. А именно: отсутствует единство в адаптации и применении понятийного аппарата; наблюдается не однозначное понимание объектов, субъектов и целей маркетинговой деятельности; не прослеживается взаимосвязь между маркетинговыми концепциями, стратегиями, видами и моделями. Данные проблемы создают дополнительное препятствие в понимании содержания и практического использования основных маркетинговых подходов. Поэтому целью данной работы является создание систематизированной базы знаний по маркетинговым концепциям, стратегиям и моделям, которая позволит создать общее представление об основах маркетинга у исследователей. При помощи теоретического исследования был проведен анализ содержания понятийного аппарата, концепций, стратегий и состава моделей. Результаты исследования: 1. устранены противоречия и сформирован понятийный аппарат, дано определение маркетинговым объектам-продукт и услуга, выделен субъекты, проанализировано содержание понятия «маркетинг» и сформулирован основной смысл, который вкладывают ученые в определение; 2. сформирована логическая цепочка «концепция-стратегия-модель», даны определения каждому элементу, включены в цепочку виды маркетинга, выделены основные маркетинговые концепции и стратегии, проанализированы модели маркетинга продуктов и услуг; 3. систематизированы все полученные данные в соответствии с логической цепочкой, сформированы рекомендации по использованию маркетинговых моделей.  Научной и практической значимостью данного исследования является проведенный систематический обзор концепций, стратегий и моделей, который позволит повысить эффективность анализа и организации маркетинговой деятельности.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, концепция маркетинга, маркетинговая стратегия, маркетинговая модель, маркетинг продукта и услуги.

Литература:

  1. Азарова С.П., Балова С.Л., Безденежных И.А. [и др.]; Развитие маркетинга сферы услуг в цифровой среде: теория и методология / Под ред. И.А. Фирсовой, Р.К. Крайневой. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2021. – 526 с. ISBN 978-5-00172-236-6., URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47203003
  2. Антипова Т.Ю. Современный комплекс маркетинга // Аллея науки. — 2017. — № 5. — С. 269-273. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28317615  
  3. Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о понятии комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. — 2019. — № 1. — С. 4-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36842955
  4. Давыдова Т.В. О проблемах управления качеством в сфере услуг // Наука Красноярья. — 2017. — Т. 6, № 2-3. — С. 96-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30276213  
  5. Изакова Н.Б., Капустина Л.М. Концептуальная модель управления маркетингом малого промышленного предприятия // Журнал экономической теории. — 2019. №4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41802059
  6. Капустина Л.М., Изакова Н.Б. Развитие и применение концепции маркетинга взаимоотношений на промышленном рынке // Журнал экономической теории. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 240-253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161429  
  7. Крохмаль Л.А. К вопросу о дефиниции услуги // Достижения науки и образования. — 2016. — № 5(6). — С. 38-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26148639
  8. Лавлок К., Гаммессон Э. Маркетинг услуг – что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2006. — № 2. — С. 158-172.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9270960
  9. Мещеринова О.И. Развитие моделей комплекса маркетинга: 4P, 7P, 4C, 4V и 4R // Студенческий. — 2019. — № 35-1(79). — С. 57-60. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41479088
  10. Новаторов Э.В. Маркетинг услуг: теория и технология: Монография. — СПб.: ИП Петров Д. А., 2015. — 200 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11610288
  11. Новаторов Э.В. Развитие стратегии маркетинга отношений на основе анализа критических инцидентов // Управление продажами. — 2016. — № 1. — С. 38-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25519407
  12. Чупахин В.В. Актуальность анализа конкуренции в отрасли по методике Майкла Портера // Вектор экономики. — 2021. — № 2(56). — С. 42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44831565
  13. Шубаева В.Г., Юлдашева О.У. Будущее маркетинга в экономике 4.0  // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2018. — № 3. — С. 454-458. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35288434  
  14. Booms B.H. Marketing Services by Maaging the Environment // The Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. — 1982. — Vol. 23, No 1. — P. 35-40. DOI: https://doi.org/10.1177/001088048202300107
  15. Lahtinen V., Dietrich T., Rundle-Thiele S.  Long live the marketing mix. Testing the effectiveness of the commercial marketing mix in a social marketing context // Journal of Social Marketing. — 2020. — Vol. 10, No. 3. — P. 357-375. DOI: https://doi.org/10.1108/JSOCM-10-2018-0122   
  16. Melewar T.C., Foroudi P., Gupta S. Integrating identity, strategy and communications for trust, loyalty and commitment  //  European Journal of Marketing. — 2017. — Vol. 51, No. 3. — P. 572-604. DOI:  https://doi.org/10.1108/EJM-08-2015-0616

Библиографическая ссылка:

Аплевич О.А. Анализ маркетинговых концепций, стратегий и моделей // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.49-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.04