ISSN 2409-7616

Бихатова Э.Т., Иванчук О.В.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55

УДК 378:004

Бихатова Э.Т.1 (Астрахань, Россия) — E-mail: elvira.ellevira@gmail.com, Иванчук О.В.1 (Астрахань, Россия) — E-mail: olgaiva@astgmu.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. В статье рассматривается проблема недостатка знаний, умений и навыков технологий цифрового здравоохранения. Обозначенная проблема выявлена нами в результате проведенного педагогического эксперимента на базе двух медицинских вузов РФ, в рамках которого обучающимся было предложено написать эссе на тему «Цифровое здравоохранение: как я вижу будущее, как я нему готовлюсь». Качественный и количественный анализ и применение методов описательной статистики позволил сформулировать выводы о необходимости разработать или внести изменения в имеющиеся рабочие программы дисциплин, направленные на формирование цифровых компетенций студентов медицинских вузов. Анализ лучших мировых практик позволили нам сформулировать стратегические положения для обновления и внедрения в образовательный процесс медицинских вузов рабочих программ дисциплин, позволяющих сформировать цифровые компетенции: положения определяли необходимость: 1) включения знаний в области искусственного интеллекта, робототехники, биоинженерии, больших данных и телемедицины для системы здравоохранения; 2) обеспечения интеграции цифровых технологий в клинические рабочие процессы; 3) междисциплинарную интеграцию; 4) работу с  приложениями и цифровыми сервисами в области медицины и системы здравоохранения в целом. Обновление и внедрение новых педагогических практик в совокупности привело к более высокому результату уровня сформированности цифровых компетенций у респондентов по сравнению с начальными результатами испытания. Обучение цифровой грамотности, использованию систем искусственного интеллекта и защита данных приводит к цифровой трансформации медицинского образования. Она затрагивает все уровни образования и невозможна без совместного участия студентов и профессорско-преподавательского состава.  

Ключевые слова: цифровые компетенции, обучение студентов медицинских вузов.

Литература:

  1. Ауленкамп Дж., Микутеит М., Лёффлер Т. Обзор учебных курсов по цифровому здоровью в медицинском образовании в Германии в 2020 г. // Медицинское образование. — 2021. — №38 (4).
  2. Браун К., Рохас П.Д., Хофферберт Дж., Междисциплинарные онлайн-хакатоны как подход к борьбе с пандемией COVID-19: пример из практики// Журнал медицинских интернет-исследований. — 2021. — №23 (2).
  3. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Применение телемедицинских технологий в процессе обучения студентов-медиков и повышения квалификации врачей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9, № 1 (30). — С.149-151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42512756
  4. Карпов О.Э., Логинов А.Ф., Гавришев М.Ю. Интеграция дистанционных технологий обучения в практику лечебных учреждений // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. — 2016. — Т.11, № 4. — С. 73-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28318018 
  5. Кибальченко И.А. Итоги дедуктивного и индуктивного контент-анализа научных публикаций и разработке понятия учебно-познавательного опыта обучающихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — №91. — С.78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11697839
  6. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. — 2020. — Т. 7, № 11. — С. 1055-1072. DOI: http://dx.doi.org/10.18334/et.7.11.111073
  7. Комарова Э.П., Алексеева Г.А. Формирование интегрированной компетенции студента-медика в контексте смарт-технологий // Международный гуманитарных и естественных наук. — 2020. — №7-3. — С. 106-110. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10826
  8. Махлейд Ф., Качмарчик Р., Иоганн Д. и др. Восприятие цифрового медицинского образования среди европейских студентов-медиков: исследование с использованием смешанных методов // Журнал медицинских интернет-исследований. —  2020. — Т.22, №8. — С.1-13. DOI: http://dx.doi.org/10.2196/19827
  9. Меско Б., Дьёрфи З., Коллар Дж. Цифровая грамотность в медицинской программе: курс с инструментами социальных сетей и геймификацией// Медицинское образование (JMIR). — 2017. — №1 (2).
  10. Мехротра Н., Саркар А., Аггарвал А., Повышение уверенности студентов с помощью записи в электронную историю болезни // Рецензируемые отчеты по исследованиям в области медицинского образования (PRiMER). — 2021, — №5. — С.1-7. DOI: 10.22454/PRiMER.2021.619838
  11. Понсетт А., Глауэрт Д., Мош Л. Компетенции бакалавриата в области цифрового здравоохранения и разработка учебных модулей: исследование с использованием смешанных методов // Журнал медицинских интернет-исследований. — 2020. — №22(10). DOI: 10.2196/22161
  12. Сэкулич Н.Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции // Педагогический журнал. — 2017. — Т. 7, № 2А. — С. 302-314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29933654
  13. Тимоти Д.А., Рави П. Интеграция цифрового здравоохранения в учебную программу: соображения о текущем ландшафте и будущих разработках // Медицинское образование и разработка учебных программ. — 2018. — Т.7, № 1. — С.1-6. DOI: http://dx.doi.org/10.1177
  14. Хааг М., Игель С., Фишер М.Р. Цифровое обучение и цифровая медицина: необходима национальная инициатива // Сообщество медицинского образования. — 2018. — № 35 (3). — С.134-153. DOI: http://dx.doi.org/10.3205/zma001189
  15. Янг М.. Варпио Л., Паради С.Спектр индуктивных и дедуктивных подходов к исследованию с использованием количественных и качественных данных // Академическая медицина. — 2020. — Т. 95, № 7. — С. 1122 -1129. DOI:10.1097/ACM.0000000000003101

Библиографическая ссылка:

Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. — С.595-605. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55