ISSN 2409-7616

Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

ОЦЕНКА ИНТЕРНЕТ-НАВЫКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.53

УДК 378:004

Плащевая Е.В.1 (Благовещенск, Россия) — E-mail: elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.2 (Астрахань, Россия) — E-mail: olgaiva.2401@gmail.com

1Амурская государственная медицинская академия

2Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Цифровые медицинские сервисы и приложения, реализуемыми через сеть интернет, является неотъемлемой частью жизни практически любого человека, так или иначе, задумывающегося о собственном здоровье и о здоровье своих близких. Однако, интернет не всегда оказывает положительное влияние на формирование мнения пациентов о сохранении здоровья, о результатах диагностики, стратегий лечения, профилактики заболеваний, рекомендованных врачом. Поэтому, врач, медицинский работник, должен владеть навыками работы в сети интернет и стать своеобразным проводником для пациентов в миллионах страниц информации в сфере медицины и здравоохранения. Кроме того, интернет-навыки расширяют границы и возможности оказания медицинских услуг, осуществлять обучение будущих врачей и делиться опытом с коллегами в дистанционном формате. Понимая, значимость интернет-навыков для студентов и преподавателей медицинских вузов, нами было организовано исследование оценки уровня сформированности интернет-навыков данных групп респондентов. В качестве основного инструмента использовался опросник групп европейских ученых (ISS), позволивший выявить уровень интернет –компетенций, методы математической статистики выявить множественную корреляцию между географией и возрастом респондентов, доказать степень согласованности полученных результатов (коэффициент Кронбаха). Полученные результаты позволили нам сформулировать вывод о необходимости формирования интернет – навыков, во-первых, у студентов медицинских вузов, разрабатывая образовательные программы факультативов, элективных курсов, в содержании которых должны включаться этические, информационные, социальные аспекты взаимодействия в сети интернет. Во-вторых, программы дополнительного профессионального образования для профессорско-преподавательского состава университета, направленные на повышение уровня сформированности интернет – навыков в части образовательных ресурсов, медицинских приложений и сервисов.

Ключевые слова: оценка интернет навыков, студенты и преподаватели медицинских вузов, интернет в профессиональной деятельности врача.

Литература:

  1. Гизе П. Использование технологий для решения задач медицинского образования // Чистый климат. — 2015. — №126. — С. 260-270.
  2. Рид П. Осведомленность, отношение и участие преподавательского состава в движении за открытый контент в одном университете // Res Learn Technol. — 2012. — № 20. — С.1–14.
  3. Ван Дерсен Дж., Э Джей Х., Эйнон Р. Разработка и проверка шкалы Интернет-навыков (ISS) // Информация, коммуникация и общество. — 2016. — Т. 19. — №. 6. — С. 804-823. DOI: https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1078834
  4. О’Доэрти Д., Лафид Дж., Ханниган А. Интернет-навыки медицинского факультета и студентов: есть ли разница?// BMC Медицинское образование. — 2019. — № 19 (39). DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-019-1475-4
  5. Чиркова А.Е., Шишкин С.В. Взаимодействие врачей и пациентов в современной России: векторы изменений // Мир России. — 2014. — № 2. — С. 154–182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21396567
  6. Павленко Е.В. Киберпространство медицины: Интернет как враг и союзник врача и пациента // Социология медицины. — 2013. — №1 (22). — С. 42–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19397964
  7. Айзенбах Г. MedCERTAIN: управление качеством, сертификация и рейтинг медицинской информации в сети // Материалы симпозиума AMIA. — Американская ассоциация медицинской информатики, 2000. — С. 230.
  8. Исследование компании Яндекс «Поиск в разных городах России». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_ search_2014  (Дата обращения: 01.11.2021)
  9. Белоусова Н.В. Использования интернета врачом и пациентом// Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. — 2018. — № 1 (12). — С.63-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39188597
  10. Старостина Е.Г., Древаль А.В. Некоторые проблемы виртуального медицинского консультирования и пути их решения // Сахарный диабет. — 2001. — № 4. – С. 52 — 56. DOI: https://doi.org/10.14341/DM2001452-57
  11. Костелло Э., Коркоран М., Барнетт Дж., Информационные и коммуникационные технологии для облегчения обучения студентов медицинских специальностей: текущее использование, пробелы и будущие направления // Онлайн-обучение. — 2014. — № 3. — C.1-18. DOI: http://dx.doi.org/10.24059/olj.v18i4.512
  12. Иванчук О.В., Забиров Р. В. Повышение квалификации медицинских кадров: проблемы и перспективы решения // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4(21). — С. 146-154. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.16
  13. Ван Лаар Е, ван Deursen А, ван Дейк J, J. De Haan Соотношение между 21 — м навыков и цифровых — вечный порогами: систематический обзор литературы // Comp Human Behav. — 2017. — №72. — С.577–588. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.03.010
  14. Грейсен С., Кинд Т., Кретьен К. Профессионализм в Интернете и зеркало социальных сетей // J Gen Intern Med. — 2010. — №25 (11). — С. 1227–1229. DOI: https://doi.org/10.1007/s11606-010-1447-1
  15. Кретьен К.С. Это ваш собственный риск: взгляды студентов-медиков на профессионализм в Интернете» // Академическая медицина. — 2010. — № 85. — С.68-71. DOI: 10.1097/ACM.0b013e3181ed4778

Библиографическая ссылка:

Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Оценка интернет-навыков как составляющей цифровых компетенций // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.577-585. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.53