ISSN 2409-7616

Джиоева О.Ф.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ДЕТЕЙ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.46

УДК 37.061

Джиоева О.Ф.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена важной социально-педагогической проблеме, связанной с вопросами формирования социальной депрвации и обоснования механизмов ее исследования. Депривация в статье рассматривается, прежде всего, как недостаток в учении социальным ролям, обусловленный низким уровнем сформированности способности к социальному взаимодействию; длительностью изоляции ребенка от социума; снижением социальной активности в связи с ограниченностью мировоззрения; искаженными воспоминаниями о своем детстве; скудными представлениями о дальнейшей своей жизнедеятельности; отсутствием дифференцированных моделей социальных ролей. Актуальность данной проблемы обоснована, прежде всего, тем, что на сегодняшний день исследователи различных областей: педагоги, социальные работники, психологи, юристы, социологи и др. озабочены ростом количества детей и подростков с нарушенными эмоциональными контактами; задержкой в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков; несформированностью основ миропонимания, индивидуальных качеств, приоритетов и направленностей личности, неадекватной оценкой своих возможностей, действий и поступков. На основе анализа достаточно большого объема исследований автор пришел к выводу, что нахождение человека в социально-изолированной обстановке приводит часто к определенным психоэмоциональным трансформациям, которые после завершения действия депривационных ситуаций могут сопровождать личность еще долгое время. Особенно это касается детей. Как правило, при пребывании в условиях депривации дети становятся неуспешными в учебе; склонными к конфликтам не только со сверстниками, но и с взрослыми; могут проявлять агрессивность; в возникновении конфликтов всегда обвиняют окружающих; не могут выходить из конфликтных ситуаций конструктивно на основе компромисса.

Ключевые слова: социальная депривация, психическая депривация, вынужденная депривация, добровольная депривация, добровольно-принудительная депривация.

Литература:

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. — 232с. URL: http://smekni.com/a/202695/teoriya-privyazannosti-dzhona-boulbi/
  2. Бузоев А.С. Механизмы организации здоровьесберегающей образовательной среды // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — С. 42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135361
  3. Вараксин В.Н., Болдырева-Вараксина А.В. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2013. — № S5. — С. 46-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20184555
  4. Дмитриева С.А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома // Вестник ТОГИРРО. — 2012. — № 2. — С. 1-165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17658675
  5. Заварзина О.О., Дубровинская Е.И., Козьяков Р.В., Бабич Е.Г. Ранняя социально-психологическая депривация детей, воспитывающихся в доме ребенка // Вестник Московского института государственного управления и права. — 2014. — № 8. — С. 100-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22913016
  6. Захарова Т.Г. Депривация потребности в признании у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2012. — Т. 3, № 1. — С. 132-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17338247
  7. Коджаспирова А. Ю. Словарь по педагогике. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  8. Козловская Г.В., Проселкова М.Е., Калинина М.А. Психическая депривация как патогенный фактор в раннем онтогенезе // Психиатрия. — 2005. — №6 (18). — С. 18-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18886843
  9. Комарова И.А. Социальная депривация: истоки развития и формы проявления // В мире научных открытий. — 2010. —  6-2 (12). -С. 56-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16398544
  10. Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Социальная депривация и дизонтогенез как условия развития личности подростка // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 3. – С. 61-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17738265
  11. Лукин О.С. Социокультурное пространство детского оздоровительного лагеря // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3 (29). — С. 166-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46631168
  12. Макушкин Е.В., Чибисова И.А. Дети и подростки в ситуациях социального дистресса // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. — 2017. — Т. 117, № 11-2. — С. 3-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32301924
  13. Милованова Н.Г. Теория и практика подготовки педагогов работе с дезадаптированными детьми // Вестник ТОГИРРО. — 2009. — №2 (2). — С. 5-296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17345967
  14. Скобелина Н.А. Относительная депривация как индикатор нестабильного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2010. — Т. 10, № 4. — С. 32-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15623633
  15. Старовойтова Л.И., Дирксен Н.В. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1 (27). — С. 99-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45645420
  16. Тысячнюк А.С. Защитные механизмы и особенности личности депривированных подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2011. — № 4. — С. 287-296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17070186
  17. Уласень Т.В., Бобров А.Е. Детская депривация и формирование аномалий психического развития: состояние проблемы // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. — 2016. — Т. 15, № 4. — С. 150-164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28299508

Библиографическая ссылка:

Джиоева О.Ф. Формы социальной депривации детей и механизмы ее исследования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.504-511. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.46