ISSN 2409-7616

Попова Н.В., Пономарев А.В., Крутько И.С., Осипчукова Е.В.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.32

УДК 37.013

Попова Н.В.1 (Екатеринбург, Россия) — E-mail: NV_Popova@mail.ru, Пономарев А.В.1 (Екатеринбург, Россия) — E-mail: a.v.ponomarev@urfu.ru, Крутько И.С.1 (Екатеринбург, Россия) — E-mail: busygina busygina@rambler.ru, Осипчукова Е.В.1 (Екатеринбург, Россия) — E-mail: e.v.osipchukova@urfu.ru

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация. Увеличение значения инноваций в экономике и быстрая смена господствующих технологий резко ужесточают требования к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных, волевых и организационных способностей. Особенно это значимо в условиях 4-й промышленной революции, которая определяет требования к используемым технологиям и качеству подготовки инженеров. Одной из причин дефицита инженерных кадров при их массовом выпуске из вузов является низкая мотивация абитуриентов на выбор инженерных специальностей, в то время как экономическая безопасность предприятий, регионов и страны в целом зависит от уровня квалификации и адаптированности молодых специалистов-выпускников вузов к инженерной профессии, ее содержанию и условиям труда на предприятиях. Целью исследования является изучение представления студентов инженерного профиля о будущей профессии. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы: диалектический; структурно-функционального анализа; сравнительного анализа данных анализ философской, управленческой, социологической, педагогической литературы; анкетирование; сравнительного анализа данных. Опрошено 627 студентов инженерных специальностей Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Определены: мотивация студентов при поступлении в вуз и удовлетворенность выбранной специальностью и вузом; представление о содержании, характере и специфике профессиональной деятельности по выбранной специальности и качествах личности, важных для инженера; факторы, влияющие на формирование персональной, коммуникативной и информационной компетентности инженера; профессиональные планы и ожидания после окончания вуза. Результаты данного исследования использованы при разработке концептуальных документов по организации воспитательной деятельности в УрФУ, утвержденных в 2021году. Полученные данные могут быть использованы в учебном процессе в вузах России при преподавании дисциплины «Введение в специальность» для студентов инженерных специальностей, взаимодействии вуза с работодателями и активному их включению в образовательный процесс.

Ключевые слова: студенты, инженер, будущая профессия, образовательный процесс, профессиональные планы и ожидания, мотивация, компетентность.

Литература:

  1. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Выбор инженерной профессии в оценке студентов и преподавателей // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. Серія: Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи. — 2014. — № 1101. — С. 205-211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24814631
  2. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В. Студенчество индустриальных регионов России: социальное самочувствие и образ будущего (на примере Свердловской области и Пермского края) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2020. — № 1. — С. 8-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42725858
  3. Коробцов А.С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность // Инженерное образование. — 2020. — № 27. — С. 27-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44676880
  4. Коробцов А.С. Обоснование профессиональных профильных компетенций  в инженерном образовании  // Инженерное образование. — 2019. — № 26. — С. 28-34. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962416
  5. Креативно-антропологические основы подготовки педагогов профессионального обучения и развития в системе высшего образования / Л. М. Андрюхина, С. З. Гончаров, Л. А. Журавлева [и др.]. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. — 370 с. ISBN 9785805006327.
  6. Назаркина Ю.В., Железнякова А.В., Акуленок М.В. Особенности профориентационной работы с абитуриентами для направлений подготовки в области наноиндустрии // Инженерное образование. — 2019. — № 25. — С. 92-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42210732
  7. Овчинникова Ю. В., Богомаз С. А., Гычев А. В. Особенности представлений о профессии у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3(156). – С. 28-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23199545
  8. Оксина И.Ю. Cоциально-личностные компетенции выпускников техникума // Непрерывное образование: XXI век. — 2017. — Вып. 4 (20).  DOI: 10.15393/j5.art.2017.3764
  9. Савельев А.В. Васильев В.И., Шарыпов А.В., Организация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях развития цифровых технологий // Инженерное образование. — 2019. — № 26. — С. 66-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962420
  10. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. — 2012. — № 1. — С. 125-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17285602
  11. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Формирование социально-личностных качеств инженера // Инженерное образование. — 2019. — № 25. — С. 119-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42210736
  12. Усманова А.Р., Маликов Р.Ф., Исхаков А.Р. Формирование научно-исследовательских компетенций инженеров на основе цифровых технологий моделирования // Инженерное образование. — 2019. — № 26. — С. 56-65. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962419
  13. Филимонова Е. А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 2(22). – С. 136-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29356578
  14. Хагур Ф.Р. Категория «удовлетворенность трудом» в социологическом измерении // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 8. — С. 82-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17749230
  15. Briede B., Popova N. Self-directed learning of university engineering students in context of Fourth Industrial Revolution. 19th International Scientific Conference “Engineering for Rural Development” Proceedings, vol. 19, May 20-22, 2020, Jelgava, Latvia. — P. 1594-1600.
  16. Krutko I., Popova N. Engineering competences of university graduates: view of employers and young specialists. 20th International Scientific Conference «Engineering for rural development» Proceedings, Vol. 20, May 26-28, 2021, Jelgava (Latvia). — P. 849-854.
  17. Popova N., Tolvaisis L., Briede B., Ponomarev A. Formation of engineering specialists at university: adaptation and learning motivation problems. 20th International Scientific Conference «Engineering for rural development» Proceedings, Vol. 20, May 26-28, 2021, Jelgava (Latvia). — P. 1280-1285.

Библиографическая ссылка:

Попова Н.В., Пономарев А.В., Крутько И.С., Осипчукова Е.В. Представления студентов инженерного профиля о будущей профессии // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 396-410. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.32