ISSN 2409-7616

Николаева Н.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА С ЮМОРИСТИЧЕСКИМ КОНТЕНТОМ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.21

УДК 37.026.6

Николаева Н.Н.1 (Москва, Россия) — E-mail: nnn55n73@mail.ru

1Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Аннотация. В статье рассматривается методико-педагогическое использование англоязычного социального интернет-сервиса с юмористическим контентом в качестве средства обучения, коммуникативной среды и современного аутентичного языкового материала. Целью исследования является анализ коммуникативного и лингвистического потенциала английского юмора, представленного на англоязычном социальном интернет-сервисе Pinterest, для формирования межкультурной компетенции студентов технического вуза. Актуальность обусловлена значительным методико-педагогическим потенциалом юмористических полимодальных текстов при изучении иностранных языков. Методология исследования включала поиск и анализ собранных примеров с помощью статистического, сравнительного, аналитического и интерпретационного методов, обсуждение примеров и результатов анализа в группах студентов на аудиторных занятиях, а также анкетирование на завершающем этапе. Результаты работы доказали обучающую эффективность англоязычных социальных сетей. Разработанная классификация примеров юмористических текстов (пинов) на языковые и социокультурные категории, с последующим выделением субкатегорий смешных, грустных и нейтральных пинов соответствовала стилю мышления студентов технического вуза. Интерпретация пинов на основе инконгруэнтности по выделенным критериям (лингвистическому, эмоционально-когнитивному и коммуникативному), публичные презентации и групповые обсуждения целесообразны в рамках формирования универсальных компетенций в техническом вузе, так как способствуют развитию навыков межличностного и делового общения на английском языке, умениям анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: гуманитаризация технического образования, межкультурная коммуникация, обучение английскому языку, интернет-коммуникация, социальные сети, юмор, креолизованные тексты.

Литература:

  1. Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И., Мальцева О.Н. Перспективы использования юмора в контексте современных педагогических тенденций // Гуманитарный вестник. — 2019. — № 4. — С. 1-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40805756
  2. Гуторенко Л. С. К вопросу о предпосылках лингвистических исследований юмора в сети «Интернет» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2016. — № 3. — С. 183-192. URL: https://rucont.ru/efd/520478
  3. Дмитриев А. В., Сычев А. А. Смех: социофилософский анализ. — М.: Альфа-М, 2005. — 592 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17323337
  4. Збандут Я. В. Методическая система обучения студентов иностранному языку на основе юмористических текстов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. –- 2018. — № 1-2 (17-18). — С. 72–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32497834
  5. Коновалова С. В., Алексеенко Л. А. Юмористические аспекты в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Глобальный научный потенциал. — 2020. — № 1 (106). — С. 82–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42600497
  6. Королева О. С., Костоусова Э. Т. Синтез игры и юмора как лингвистическая новизна и эффективная альтернатива формирования языковой свободы при изучении английского языка студентами технических вузов // Теория и практика преподавания иностранных языков (по материалам «Недели иностранных языков УГЛТУ – 2020»): сборник статей. — Екатеринбург: Изд-во УГЛТУ, 2020. — С. 41–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44232114
  7. Кузнецова Е. В. Практика использования медиаконтента сети интернет для формирования профессионально значимых компетенций средствами иностранного языка (на примере нелингвистических направлений подготовки) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 2. —  С. 36–46. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=37003155
  8. Ланина К. А. Преподавание спецязыка культурологам: английский юмор как элемент культуры и его перевод // Вестник МГЛУ. — 2010. — № 20 (599). — С. 48–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16528499.
  9. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004. — 432 с. ISBN: 966-521-295-8
  10. Мартин Р. Психология юмора. — Москва: Питер, 2009. — 478 с. ISBN 978-5-91180-839-6.
  11. Мерзон Е. Е., Штерц О. М., Панфилов А. Н. Лабильность и гибкость мышления как факторы развития технической одаренности личности // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. — С. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20909451
  12. Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 4. — С. 12-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25560294
  13. Шпар Е. В. Юмор на уроках иностранного языка глазами студентов и преподавателей // Теория и практика языковой коммуникации: сборник материалов XI Международной научно-методической конференции. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 2019. — С. 255–264. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41161022
  14. Шуан В. Методика использования юмора в преподавании иностранного языка // История и педагогика естествознания. — 2019. — № 4. — С. 18–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42341550.
  15. Akbari M. H. The use of humour in EFL classrooms // International Journal of Innovative Research & Growth. — 2020. — Vol. 6 (1). — P. 2455–0620. DOI: https://doi.org/10.2015/IJIRMF.2455.0620/202001016 
  16. Banas J. A., Dunbar N., Rodriguez D., Liu S. A review of humor in educational settings: Four decades of research // Communication Education. — 2011. — Vol. 60 (1). — P. 115–144. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2010.496867
  17. Brady K., Holcomb L. B., Smith B. V. The use of alternative social networking sites in higher educational settings: a case study of the e-learning benefits of Ning in education // Journal of Interactive Online Learning. — 2010. — Vol. 9 (2). — P. 151-170. URL: https://www.learntechlib.org/p/109412/
  18. Fuzhan N., Fereshteh M. Higher Education Lecturing and Humor: From Perspectives to Strategies // Higher Education Studies. — 2015. — Vol. 5. — P. 25-31. DOI: https://doi.org/10.5539/hes.v5n5p26 
  19. Gonulal T. Laughing Matters: ELLs’ Comprehension and Perceptions of Humor //   Cumhuriyet International Journal of Education. — 2018. — Vol. — 7 (4). — P. 453-468. DOI: https://doi.org/10.30703/cije.455199
  20. Goodboy A. K., Booth-Butterfield M., Bolkan S., Griffin D. J. The role of instructor humor and students’ educational orientations in student learning, extra effort, participation, and out-of-class communication // Communication Quarterly. — 2015. — Vol. 63 (1). — P. 44–61. DOI: https://doi.org/10.1080/01463373.2014.965840
  21. Hung H.-T., Yuen S. C.-Y. Educational use of social networking technology in higher education // Teaching in Higher Education. — 2010. — Vol. 15 (6). — P. 703-714. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.56.3.218
  22. Lim J., Richardson J. C. Exploring the effects of students’ social networking experience on social presence and perceptions of using SNSs for educational purposes // Internet and Higher Education. — 2016. — Vol. 29. — P. 31-39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.12.001
  23. Lovorn M., Holaway C. Teachers’ perceptions of humour as a classroom teaching, interaction, and management tool // European Journal of Humour Research. — 2015. — Vol. 3 (4). — С. 24-35. DOI: http://dx.doi.org/10.7592/EJHR2015.3.4.lovorn
  24. Morrison M. K. Using humor to maximize learning: The links between positive emotions and education. — Lanham: R&L Education, 2010. — 214 р. ISBN: 1610484622, 9781610484626.
  25. Pranoto S. E., Suprayogi S. Incorporating 9GAG Memes to Develop EFL Learners’ Speaking Ability and Willingness to Communicate // IJEE (Indonesian Journal of English Education). — 2020. — Vol. 7 (2). — P. 130-144. DOI: http://dx.doi.org/10.15408/ijee.v7i2.17496  
  26. Serafini F., Reid S. F. Multimodal content analysis: Expanding analytical approaches to content analysis // Visual Communication. — 2019. — Vol. 0 (0).  — P. 1-27. DOI: https://doi.org/10.1177/1470357219864133
  27. Song K., Williams K. M., Pruitt A. A., Schallert D. L. Students as pinners: Using a multimodal social network site to navigate a participatory culture // The Internet and Higher Education. — 2017. — Vol. 33. — P. 33-40. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2017.01.002 
  28. Wanzer M. B., Frymier A. B., Wojtaszczyk A. M., Smith T. Appropriate and inappropriate uses of humor by teachers // Communication Education. — 2006. — Vol. 55. — P. 178-196. DOI: https://doi.org/10.1080/03634520600566132  

Библиографическая ссылка:

Николаева Н.Н. Использование интернет-сервиса с юмористическим контентом на занятиях английским языком в техническом ВУЗе // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 254-271. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.21