ISSN 2409-7616

Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

ДИСТАНЦИОННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОЦЕНКА ОПЫТА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.45

УДК 378.14.015.62

Плащевая Е.В.1 (Благовещенск, Россия) — E-mail: elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.2 (Астрахань, Россия) — E-mail: olgaiva.2401@gmail.com

1Амурская государственная медицинская академия

2Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. В период тренда дистанционного обучения специалистов различного направления подготовки в технических и классических университетах отмечалось, что данная форма обучения имеет свои границы применимости в области медицинского образования. Прошло чуть более десятилетия и дистанционное обучение, на наш взгляд, прочно вошло в систему подготовки медицинских кадров. Этому «посодействовала» пандемия COVID-19, которая заставила в экстренном режиме внедрять положительный опыт дистанционного обучения, накопленный к этому времени. Для решения проблемы формирования практических навыков у будущих врачей в различных учебных заведениях используется виртуальная платформа Body Interact ™, предлагающая студентам решить тематические ситуационные задачи, направленные на диагностику и лечение виртуального пациента. Непривычный формат ведения занятий, внедрение симуляционного оборудования, 3D атласов и виртуальных сред (виртуальных пациентов) с дистанционным доступом, несомненно, повлияло на восприятие учебного материала и, как следствие, на подготовку к профессиональной деятельности будущих врачей. Целью нашего исследования являлось определение отношения студентов медицинского вуза к применению цифровых технологий дистанционного обучения, оценка восприятия студентами-медиками учебного материала при дистанционном обучении в период пандемии COVID-19, а сравнение ожидаемых и фактически полученные ощущений при дистанционном обучении в период пандемии. Используя методы описательной статистики, получены результаты, позволяющие говорить о том, что применение цифровых технологий обучения приветствуется студентами, однако большинство из них считает приобретение практических навыков целесообразнее приобретать у пастели больного. Кроме того, удалось установить неоправданность ожиданий, например, в содействии преподавателя, интерактивности при дистанционном обучении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, фактическое отношение к дистанционному обучению, виртуальные тренажеры.

Литература:

  1. Ратова М.Р., Шилина Н.Г., Кичигина Е.И., Мягкова Е.Г. Анализ использования 3D графики в учебном процессе медицинского вуза // Сибирский педагогический журнал. -2012. — №5. — С. 55-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17935207
  2. Gopal M., Skobodzinsky A.A., Sterbling H.M. et al.  Training on modeling bronchoscopy as a teaching tool in medical universities // The Annals of Thoracic Surgery. — 2018, — Vol. 106. — P.280-286. DOI: https://doi.org/10.1016/j.athoracsur.2018.02.011
  3. Hardcastle T., Wood A. The usefulness of surgical reality modeling in the undergraduate otorhinolaryngology curriculum // The Journal of Laryngology & Otology. — 2018. — Vol. 132, Issue 12. – P .1072-1076. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022215118002025
  4. Hagelsteen K., Langegård A., Lantz A., Ekelund M., Anderberg M., Bergenfelz A. Faster acquisition of laparoscopic skills in virtual reality with haptic feedback and 3D vision // Minim Invasive Ther Allied Technol. — 2017. — Vol. 26, Issue 5. — P.269–277. DOI: https://doi.org/10.1080/13645706.2017.1305970
  5. Stepan K., Zeiger J., Hanchuk S., Del Signore A., Shrivastava R., Govindaraj S., Iloreta A. Immersive virtual reality as a teaching tool for neuroanatomy // International Forum of Allergy & Rhinology. — 2017. — Vol.7, Issue10.- P.1006–1013. DOI: https://doi.org/10.1002/alr.21986
  6. Mareski H.S., Oikonomou A., Ali I., Ditkofsky N., Pakkal M., Ballik B. Virtual Reality and Heart Anatomy: A Study of Immersive 3D Cardiac Imaging, a Pilot Study in Bachelor of Medical Anatomy Education // Clin Anat.  — 2019. — Vol. 32, Issue 2. — P.238–43. DOI: https://doi.org/10.1002/ca.23292
  7. Taubert M. et al. Virtual reality videos used in undergraduate palliative and oncology medical teaching: results of a pilot study // BMJ supportive & palliative care.  — 2019. — Vol. 9, Issue 3. — P.281-285DOI: https://doi.org/10.1136/bmjspcare-2018-001720
  8. Choi K.-S., He X., Chung-Lim Chiang V., Deng Z. A virtual reality based simulator for learning nasogastric tube placement // Computers in Biology and Medicine. — 2015. — Vol.57. -P.103-115.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.compbiomed.2014.12.006
  9. Ravaei S., Alonso-Martinez J.M., Jimenez-Zayas A., Sendra-Portero F. Reflections about Learning Radiology inside the Multi-User Immersive Environment Second Life® during Confinement by Covid-19 // Proceedings. — 2020. — Vol.54. — P.9. DOI: https://doi.org/10.3390/proceedings2020054009
  10. Hofmann H., Harding C., Youm J., Wiechmann W. Virtual bedside teaching rounds with patients with COVID-19 // Medical Educationvol. — 2020. — Vol. 54, Issue10. — P.959-960. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.14223
  11. Brazil V, Purdy E.I., Bajaj K. Connecting simulation and quality improvement: how can healthcare simulation really improve patient care? // BMJ Quality & Safety. — 2019. — Vol. 28, Issue 11. — P. 862-865. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bmjqs-2019-009767
  12. Rose S. Medical Student Education in the Time of COVID-19 // JAMA. – 2020. Vol.323, Issue 21. — P.2131–2132. DOI:10.1001/jama.2020.5227
  13. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education // The Lancet Infectious Diseases.  — 2020. — Vol. 20, Issue 7. — P.755-874. DOI: https://doi.org/10.1016/S1473-3099(20)30226-7
  14. De Ponti R. et al. Superiority of simulator-based training compared with conventional training methodologies in the performance of transseptal catheterization // Journal of the American College of Cardiology. — 2011. — Vol.58, Issue 4. — P. 359-363. DOI: 10.1016/j.jacc.2011.02.063
  15. De Ponti R. et al. Simulator training reduces radiation exposure and improves trainees’ performance in placing electrophysiologic catheters during patient-based procedures // Heart Rhythm. — 2012. — Vol. 9, Issue 8. — P. 1280-1285. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hrthm.2012.04.015
  16. Maicher K.R., Zimmerman L., Wilcox B., Liston B., Using virtual standardized patients to accurately assess information gathering skills in medical students // Medical Teacher. — 2019. — Vol. 41, Issue 9. — P.1053-1059. DOI: https://doi.org/10.1080/0142159X.2019.1616683
  17. Verkuyl M., Hughes M. Virtual Gaming Simulation in Nursing Education: A Focus Group Study // Journal of Nursing Education. — 2017. — Vol. 56, Issue 5. — P.274-280 DOI: https://doi.org/10.3928/01484834-20170421-04

Библиографическая ссылка:

Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Дистанционное медицинское образование в период пандемии COVID-19: оценка опыта // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 490-499. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.45