ISSN 2409-7616

Николаев А.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.18

Николаев Алексей Валерьевич — аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский Государственный педагогический университет», Новосибирск, Россия, E-mail: aleksei.nikolaev.88@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов военного вуза. Сложившаяся в настоящее время система подготовки курсантов в военных учебных заведениях не позволяет в полной мере решить задачи по формированию у них нравственно-волевых качеств. Во многом это объясняется отсутствием четко обозначенных педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов как внутренних регуляторов их поведения и деятельности. Отзывы командиров рот и преподавателей на курсантов свидетельствуют о том, что многим из них в условиях выполнения учебно-боевых задач недостает смелости, решительности, уверенности в своих силах, терпения, выдержки, самообладания, самостоятельности. В связи с этим остро ощущается необходимость определения педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов. Существует значительное противоречие между значением нравственно-волевых качеств в деятельности военнослужащих и не разработанностью научно-обоснованных педагогических условий, реализация которых обеспечит их формирование и развитие. С учетом этого противоречия была определена проблема исследования, которая сформулирована нами следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие нравственно-волевых качеств у курсантов в процессе их подготовки в военном вузе.Цель публикуемой статьи заключается в актуализации проблемы определения педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов, от которых зависит успешность их обучения и эффективность дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи исследования: дать определение понятия «педагогические условия»; выявить наиболее значимые педагогических условия, способствующие формированию и воспитанию нравственно-волевых качеств у курсантов.

Ключевые слова: нравственно-волевые качества курсанта, педагогические условия, мотивация формирования нравственно-волевых качеств, практический тренинг, социально ориентированная деятельность.

Литература:

  1. Алехин И. А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: учебное пособие — М.: Изд-во Воен. ун-та, 2003. — 377 с. 
  2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 124 с. ISBN 5-93962-039-7
  3. Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – №151. — С. 217-223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18197305
  4. Воронина Т. Н., Лукьянов А. С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 319. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27695137
  5. Исаев И. Ф., Ерошенков Н. В. Педагогические условия профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде ВУЗа МВД России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. — №12 (128). – С. 214-218. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21195085
  6. Кузьмин Н. Н. Условия формирования морально-волевых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России на занятиях физической культурой и спортом // Вестник Воронежского института МВД России. – 2013. — №4. – С. 97-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21018536
  7. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: cб. науч. тр. — Вып. 4. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
  8. Рогожникова Р. А., Хусаинов А. Я. Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности – актуальная проблема современности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. — №12 (142). – С. 107-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27707666
  9. Сивак А. Н. Организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. — №8 (90). – С. 83-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18202808
  10. Сивцева А. С. Определение содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа // Вісник Житомирського державного університету. – 2014. – №4 (76). — С. 139-143.
  11. Сычев С. Е. Воспитание дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. — №12. – С. 394-397. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12920555
  12. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
  13. Шарухин А. П. Педагогическая модель воспитания мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России и педагогические условия её реализации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. — №6 (100). – С. 172-176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19417492
  14. Федак Е.И., Бойко С.В. Сущностные, содержательные и структурные компоненты процесса реализации метода принуждения в воспитании военнослужащих внутренних войск // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 9 (27). – С. 24-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20866931
  15. Larin A.N., Kupavsky V.F., Andrunik A.P, Dubrovsky A.V. and Cherdantsev V.P. Effect of conduct self-regulation on functional state and physical development of cadets studying in military institutes // The Journal of Social Sciences Research. — 2018. — Special Issue. №3. — P. 163-167. DOI: org/10.32861/jssr.spi3.163.167

Библиографическая ссылка:

Николаев А.В. Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.202-212. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.18