ISSN 2409-7616

Константинова Н.Д.

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ В ОТРАЖЕНИИ РУССКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.05

Константинова Наталья Дмитриевна — аспирант Государственного автономного образовательного учреждения «Московский городской педагогический университет», учитель ГБОУ Школа № 1285, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5493-2394, ORCID 0000-0002-1775-3549, E-mail: ndbzv@yandex.ru

Аннотация. Решение проблем народного образования всегда зависело от уровня подготовки педагогических кадров для начальной школы, недостаток в которых остро ощущался в дореволюционной России. Постоянно возрастающие новые требования к образованию инициировали необходимость совершенствования подготовки и дальнейшего непрерывного профессионального развития учительских кадров начальной школы. Одним из значимых факторов социокультурной среды того времени можно отнести государственно-общественное управление в системе педагогической подготовки учителей начальных классов с 60-х годов XIX века [9]. Исходя из печальных результатов Крымской войны, а также вследствие отмены крепостного права само общество, с невероятным стремлением к образованию и глубоким сознанием его пользы, не удовлетворяясь организацией современных училищ, нередко терялось и путалось в своих стремлениях к их правильной и целесообразной постановке. Подготовка и осуществление великой реформы изменила в корне весь строй русской жизни; вызвали подъем умственных и нравственных сил в различных слоях населения и произвели переворот не только в экономических отношениях, но и в нравах, обычаях, понятиях. Именно этот исторический период можно с уверенности назвать «ренессансом русской педагогики», поскольку её основные положения были сформулированы К.Д. Ушинским и его последователями [8]. Однако, педагогическая литература была доступна не столь широкому кругу лиц несмотря на острое желание общества приобщиться к делу педагогического образования. В данном историческом исследовании приводится результат сравнения основных педагогических периодических изданий, которые отображали процесс становления отечественной системы образования учителей народной школы второй половины XIX века.

Ключевые  слова: история педагогики, педагогическое образование, педагогический журнал, учитель народной школы, «Русская школа», «Народное образование», «Педагогический сборник», «Министерство Народного Просвещения».

 

Литература:    

  1. Авдеева Т. К. Эволюция педагогического образования в России XIX — начала ХХ века // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — — №2. – С.213-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17913648
  2. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя // Перспективы исследования  современных  проблем  педагогики: коллективная  монография. /Отв.  ред.  С.А.  Козлова; сост. Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд‐во «Экон‐Информ», 2017. –  254 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28432898
  3. Бим-Бад Б.М. Педагогическое образование в России: становление и развитие / Б. М. Бим-Бад, С. В. Бобрышов, Е. А. Князев; М-во образования Ставроп. края, Ставроп. гос. пед. ин-т. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – 278 с.
  4. Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм: Монография. – М.: МГПУ, 2007. – 310 с. (в соавт). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20026064
  5. Богуславский, М. В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков: Монография. – М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. – 96 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21199525
  6. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. — 2006. — №3 — С.5-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11732029
  7. Гагаев А. А. Русские философско– педагогические учения XVIII–XX вв. / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. – М.: Русское слово – РС, 2002. – 464 с.
  8. Геворкян Е.Н., Савенков А.И. Диверсификация содержания подготовки будущих педагогов // Педагогика. — 2019. — № 4. – С. 70-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37392503
  9. Гончаров М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России XVIII – начала XX в. [Текст] / М.А. Гончаров. – М.: Пробел, 2013. – 400 с.
  10. Гончаров М. А. Русские педагогические журналы и их влияние на общее и Педагогическое образование середины XIX начала XX вв. (к 150-летию со дня выхода журнала «Учитель») // Проблемы современного образования. — 2011. — №4. – С. 47-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17429734
  11. Гончаров М.А. Ученый Комитет Министерства народного просвещения и его роль в управлении общим и педагогическим образованием российской империи в XIX в // Наука и школа. — 2013. — №1. – С. 185-189.
  12. Гончаров М.А. Частная и общественная инициатива в деле организации и управления педагогическим образованием в России во второй половине XIX — начале XX в. // Преподаватель XXI век. — 2012. — № 2-1. – С. 202-214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17829668
  13. Губенко Н.Н., Афанасьев В.В. Формирование национальной самоидентификации как составной части духовно-нравственного воспитания современной молодежи // В книге: Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства коллективная монография. – М.: Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, 2016. – С. 74-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26479342
  14. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. – М.: Мариос, 2011. – 472 с.
  15. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX века. – М., 1991. – 392 с.
  16. Калинникова Н.Г. Педагогическое образование в России: уроки истории // Вопросы образования. — 2005. — №4. – С. 304-318.
  17. Константинова Н.Д. Культурно-просветительское и воспитательное влияние русской православной церкви на процесс формирования системы начального народного образовании российской империи во второй половине XIX века // Проблемы современного образования. — 2019. — №2. – С. 97-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37825170
  18. Константинова Н.Д. Особенности профессионального совершенствования учителей начальных народных училищ в российской системе образования педагогов начала XX века (до 1917 года) // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2019. — Т. 10, № 1. – С. 192-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37199961
  19. Константинова Н.Д. Судьба учительских институтов в эпоху правления императора Александра II // Проблемы современного образования. — 2020. — №1. – С.133-138
  20. Корнетов Г.Б. Эволюция теории и практики образования в историко-педагогическом процессе: в 2 т. — М.: АСОУ, 2008. – 231 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20063893
  21. Кудряшёв А. В. Модернизация педагогической подготовки учителей в 1860-1870-е гг .// Проблемы современного образования. — 2014. — № 1. – С. 41-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21315827
  22. Кузьмина О.В. О государственной политике в отношении учительских семинарий в России во второй половине XIX в. (по материалам ревизии самарской учительской семинарии) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2013. — Т. 4, № 4. – С. 37-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20522807
  23. Попова О.Д. Высшее женское образование и Русская православная церковь // Высшее образование в России. 2008, — №7. – С. 155 – 160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11135478
  24. Степанова Л.А. Культурно-историческая роль педагогического образования в России в контексте его генезиса (до 1917 года) // Вестник МГУКИ. — — №2. – С. 156-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16384528
  25. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. – 848 с.
  26. Шелюк Г. В. Журнал «Церковно-приходская школа» – источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец ХІХ-начало ХХ вв.) // Наука, техника и образование. — 2016, — № 01(19). – С. 141 – 144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25388445

 

Библиографическая ссылка:

Константинова Н.Д. Становление отечественной системы образования учителей народной школы в отражении русских педагогических журналов второй половины XIX века // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.48-57. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.05