ISSN 2409-7616

Суслов Д.В., Лопуха Т.Л.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Дмитрий Валентинович Суслов — кандидат военных наук, начальник кафедры тактики Новосибирского высшего военного командного училища (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 8467-4588, E-mail: sdv1968@yandex.ru

Татьяна Леонидовна Лопуха — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирского высшего военного училища (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования концептуальных основ развития системы военного образования России в современных условиях. Такая необходимость возникла в постсоветский период в связи с отказом от прежних идейных и теоретических установок. Проблема эта имеет общие корни с системой образования России, которая детерминирует направленность работы всех подсистем нижестоящего уровня. В военном образовании ее значимость актуализируется невозможностью вести профессиональное воспитание офицеров в отсутствие его идейно-ценностных основ. Предложена последовательность формирования и содержание концептуальных установок развития военного образования, модель его развития, обоснована его системная сущность. Обосновано структурное содержание системы военного образования. Особое внимание в развитии системы уделено качеству и содержанию образовательной деятельности, средам и управлению. Авторы считают, что в современных условиях перспективными предметами исследования могут стать его механизмы и иерархия, новые подходы, основанные на синергетике и проектных формах, реальный менеджмент качества на основе современных стандартов. При этом, исследования должны распространяться как на внешнее (стратегический уровень) управление, так и на подсистемы управления самих военно-учебных заведений (оперативный и тактический уровни).  Разработка концептуальных основ развития системы военного образования России в XXI веке способна, подобно «дорожным картам» стратегического уровня развития социальных систем России сделать ее успешной, соответствующей задачам современности.

Ключевые слова: система военного образования, концептуальные основы, содержание военного образования.

 

Литература:

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М.: Политиздат, 1985. – 264 с.
  2. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII – начала XX века: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01. – М., 2004. – 636 с.
  3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 448 с.
  4. Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) Т. 13 / гл. ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская Энциклопедия, 1973. – 608 с.
  5. Гриднев Д.А. Система военного образования в условиях реформирования: монография. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. – 172 с.
  6. Горемыкин В.П. Военное образование – цель на развитие [электронный ресурс] // Вестник военного образования. – режим доступа: http://vvo.milportal.ru/voennoe-obrazovanie-tsel-na-razvitie/ (дата обращения 05.02.2019).
  7. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. – 384 с.
  8. Каменев А.И. Военная школа России: уроки истории и стратегия развития [электронный ресурс] // Военная мысль. – режим доступа: http://militera.lib.ru/science/kamenev1/index.html (дата обращения 08.02.2019)
  9. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность: монография. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 363 с.
  10. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/daa986032b04cd0090591f2086305a3be10b6a24/ (дата обращения 05.02.2019)
  11. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 [электронный ресурс] // Российская газета – Федеральный выпуск №6570 (298). – режим доступа: https://rg.ru/2014/12/30/minoborony-dok.html (дата обращения 05.02.2019).
  12. Разгонов В.Л. Ценности офицерского корпуса и условия их формирования у курсантов военного вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 6 (55). – С. 172-174.
  13. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.
  14. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. – М.: Наука, 1974. – 280 с.
  15. Селуянов А.А. Актуальные проблемы системы военного образования: пути и методы решения // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2 – С. 80-84.
  16. Тарская О.Ю. Модернизация российского военного образования в условиях информационного общества: автореф. дис. … докт. социолог. наук: 22.00.04. – Волгоград, 2011. – 327 с.
  17. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 78 с.
  18. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 392 с.
  19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.