ISSN 2409-7616

Иванов А.В., Морозова Т.Ю.

ВОСПИТАНИЕ ТЕРПЕНИЯ И ТЕРПИМОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Александр Владимирович Иванов — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (Россия, Москва), SPIN-код: 2422-2873, E-mail: aivanov7@rambler.ru

 Татьяна Юрьевна Морозова — старший преподаватель кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (Россия, Москва), SPIN-код: 2431-3081, E-mail: Morozovatu@mgpu.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена интересом педагогического сообщества к проблемам воспитания детей с разными личностными характеристиками (агрессивность, раздражительность и пр.), выявлению способов оказания им помощи в процессе их индивидуального и социального развития. В связи с этим, данная статья направлена на раскрытие теоретических основ и практических механизмов развития терпения как волевого качества подростков в контексте педагогики сознания. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются аксиологический, эзотерический, деятельностный подходы, позволяющие комплексно рассмотреть проблему терпения в педагогике сознания. В статье представлены сущность и содержание понятия «терпения», «терпимости» как «волевого качества» в психолого-педагогической литературе и педагогике сознания, сущность и содержание понятие «терпения», теоретические основы его развития в педагогике сознания и методы их развития, выявленные в ходе эмпирического исследования. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания, студентов, педагогов школ.

Ключевые слова: терпение, терпимость, толерантность, волевые качества, педагогика сознания, методы развития.

 

Литература:

  1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 312 с.
  2. Вундт В. Основы физиологической психологии. Т. 3. — СПб.: Типография П.П. Сойкина. — 1908.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 Т. Т. 4 / В.И. Даль. М.: «Русский язык», 1980. — 683 с.
  4. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. — Тамбов.: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. — 320 с.
  5. Еп. Феофан Затворник. Толкование на Послание к Римлянам. На гл. 5, ст. 3-4.
  6. Иванов А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания ребенка по развитию его сознания: монография. – М.: Перспектива, 2017.
  7. Кислов А.Г. Онтология детства: тест на толерантность // Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография / под ред. А.В. Перцев. Вып. 14. — Екатеринбург: Полиграфист, 2005. — С. 115-139.
  8. Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям. Автореф. на … канд. псих. н. – Курск, 2001.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл. –2005. – 352 с.
  10. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: «Рефл-бук», 1997. — 320 с.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. –174 с.
  12. Шиманский Г. И. О терпении. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 64 с. – (Серия «Христианский взгляд»).
  13. Шрамова Н. Терпимое отношение к ребенку как путь предупреждения педагогических конфликтов. — М., 2018.
  14. Baumeister R.F., Muraven M., Tice D.M. Ego depletion: a resource model of volition, self-regulation, and controlled processing // Social cognition. 2000. Vol.18. № 2. P. 130-150.
  15. Dweck, C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. 1999. Philadelphia, PA: Taylor & Francis.
  16. Ivanov A.V., Chelysheva Y.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A., Sorikhina V.P. Ethical concepts of pedagogy of consciousness as a foundation for the development of the school for the future // Astra Salvensis — review of history and culture, year VI. Special Issue. — 2018. — P. 453-462.
  17. Kuhl J. Who controls whom when «I control myself»? // Psychological-Inquiry. – 1996. Vol. 7 (1). P. 61-68.
  18. Cutting Through Spiritual Materialism. C. 175-176. https://religion.wikireading.ru/24091