ISSN 2409-7616

Замараева З.П., Старовойтова Л.И.

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зинаида Петровна Замараева — доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и конфликтологии Пермского государственного национального исследовательского университета (Россия, Пермь), SPIN-код: 4205-3660 / ORCID ID: 0000-0002-3070-723X, E-mail: zinaidazamaraeva@mail.ru

Лариса Ивановна Старовойтова — доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), SPIN-код: 3221-4813 / ORCID ID: 0000-0001-8660-4101, E-mail: starovojtova@list.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу понятия профессионализация высшего социального образования и факторов его определяющих. Авторы выделяют специфику  профессиональной деятельности «социальная работа»,  внешние и внутренние факторы ее  развития. Особо выделяется, что развитие профессионализма специалиста сферы социальной работы связано в первую очередь с развитием  его личностных данных и свойств, с развитием социально-ориентированной профессиональной субъектности. Содержание данного понятия предполагает, с одной стороны, целенаправленную профессиональную деятельность с объектами социальной защиты, имеющими разный уровень ресурсных потенциалов (низкий, средний, высокий) по восстановлению утраченных, частично утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций и ролей в современном обществе, с другой стороны – актуализацию  специальных знаний, умений и навыков с целью проведения уровневой оценки ресурсных потенциалов и подбора адекватных ресурсных технологий, формирования необходимых условий с целью их осуществления. По мнению авторов, социально-ориентированная профессиональная субъектность может быть сформирована только в процессе сочетания теоретической и практической подготовки, когда формируется  бакалавр социальной работы, который умеет практически действовать и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Ключевые слова: профессионализация социальное образование, профессиональное развитие, саморазвитие, профессиональная компетентность, личностно-ориентированный подход, социально-ориентированная профессиональная субъектность.

 

Литература:

  1. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — № 61-4. — С. 11-14.
  2. Большой толковый социологический словарь. — М.: 1999. Т. 2 – С. 104.
  3. Варламова Е.Ю. Основные подходы к формированию профессиональной компетентности бакалавров и магистров по направлению подготовки «Лингвистика» / Е.Ю. Варламова, Е.Г. Хрисанова // В мире научных открытий. 2013. – № 7 (43) – С. 142–156.
  4. Жуланова И.В. Проблема практико-ориентированного обучения в вузе. — М., 2007.
  5. Замараева З.П. Обучение практикой студентов направления подготовки «Социальная работа» в государственном вузе // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. — №3. — С. 24-33.
  6. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения России: монография. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2018.
  7. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2009. — № 4. — С. 78-89.
  8. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Реализации компетенций в системе высшего педагогического образования: возможность использования смыслов и ценностей российской культуры // Вестник экономической интеграции. 2014. — № 3 (72). — С. 97-103.
  9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ИЦ Академия, 2002. — 208 с.
  10. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. -С. 17.
  11. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, A.A. Реан. — СПб.: Изд-во Гомельского гос. ун-та, 1993.
  12. Мардахаев Л.В., Цуникова Т.Г. Методологические основы формирования социально-адаптивной составляющей профессиональной подготовки в высшей школе // ЦИТИСЭ. 2015. — № 2. — С. 31.
  13. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  14. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика. — М., 1998.
  15. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Социальная модель непрерывного профессионального социального образования. — М.: Изд-во РГСУ, 2009. — 144 с.
  16. Старовойтова Л.И. Подготовка специалистов социальной работы в условиях реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВПО) третьего поколения // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2013. — № 1. — С. 22-28.
  17. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: матер. круглого стола с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 79-86.
  18. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. — М., 2006.
  19. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. — Ульяновск, 2007. — 155 с.
  20. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. — № 6 (18). — С. 126-129.
  21. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Varlamova E.Yu., Kostina E.A. Development of ethno-cultural personality of future teacher in linguistic educational environment of high school. — Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, vol. 8, no. 4, 2018, pp. 204–216.