ISSN 2409-7616

Берман Н.Д.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Нина Демидовна Берман — старший преподаватель кафедры информатики факультета компьютерных и фундаментальных наук, Тихоокеанский государственный университет (Россия, Хабаровск), ORCID: 0000-0002-3573-048X, E-mail: nina.berman@mail.ru

Аннотация. Компьютеры и интеллектуальные устройства используются во всех отраслях промышленности, от машиностроения до медицины. Роль цифровых технологий в образовании и жизни современного человека увеличивается. Современные школьники и студенты становятся самостоятельными в поиске информации, ее осмысленном восприятии, в решении нестандартных и творческих задач с применением компьютеров. Методы работы на компьютере начали влиять на мыслительные процессы людей. Вычислительное мышление стало ключевым понятием цифровой эпохи. На текущем этапе развития человечества оно рассматривается как важная компетенция, поскольку сегодняшние студенты не только приступят к работе в областях, на которые влияют компьютерные технологии, но также используют компьютерные технологии в повседневной жизни. Вычислительное мышление необходимо для эффективного использования компьютерных устройств, способствует развитию личности в нашем быстро развивающемся мире. Целью данного исследования является рассмотрение практического определения вычислительного мышления и его составляющих для их развития у обучающихся. Исследование базируется на анализе научно-педагогических работ зарубежных и российских ученых. Понятие «вычислительное мышление», элементы вычислительного мышления (абстракция, декомпозиция, обобщение, алгоритмы) проанализированы в научно-прикладных аспектах. Использование такого мышления в образовательном процессе позволит обучающимся решать проблемы и задачи креативно и систематизировано воспринимать различную информацию.

Ключевые слова: вычислительное мышление, абстракция, алгоритмы, декомпозиция, обобщение, информатика, цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.

 

Литература:

  1. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Т. 8. № 6-2. С. 35-38.
  2. Wing J. M. Computational Thinking // Communications of the ACM. 2006, March. Vol. 49. № 3. Р. 33–35. Режим доступа: https://www.cs.cmu.edu/~15110-s13/Wing06-ct.pdf (дата обращения 12.05.2019).
  3. Papert S. An Exploration in the Space of Mathematics Educations // International Journal of Computers for Mathematical Learning. Vol. 1. № 1. Р. 95–123. 1996.
  4. Wing M. (2011), Research Notebook: Computational thinking -what and why? The Link Magazine, 20-23. Режим доступа: https://www.cs.cmu.edu/link/research-notebook-computational-thinking-what-and-why (дата обращения 12.05.2019).
  5. Wing M. Computational thinking’s influence on research and education for all. // Italian Journal of Educational Technology, 2017. 25(2), 7-14. doi: 10.17471/2499-4324/922 Режим доступа: https://ijet.itd.cnr.it/article/view/922/874 (дата обращения 12.05.2019).
  6. Yadav A., Mayfield C., Zhou N., Hambrusch, S., & Korb, J. T. Computational thinking in elementary and secondary teacher education. // ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 14(1), 5. Режим доступа: https://w3.cs.jmu.edu/mayfiecs/pubs/2014_Yadav_CT.pdf (дата обращения 12.05.2019).
  7. Furber S. Shut down or restart? The way forward for computing in UK schools. Technical report, The Royal Society, London. 2012. Режим доступа: https://royalsociety.org/~/media/education/computing-in-schools/2012-01-12-computing-in-schools.pdf (дата обращения05.2019).
  8. Denning P. J. The profession of IT Beyond computational thinking. Communications of the ACM, 52(6), 28-30. 2009. DOI:10.1145/1516046.1516054 Режим доступа: http://denninginstitute.com/pjd/PUBS/CACMcols/cacmJun09.pdf (дата обращения05.2019).
  9. Hemmendinger A plea for modesty. // Acm Inroads, 1(2), 2010. P. 4-7. Режим доступа: http://athena.union.edu/~hemmendd/History/ct.pdf (дата обращения 12.05.2019).
  10. Bocconi S., Chioccariello A., Dettori G., Ferrari A., Engelhardt K. Developing computational thinking in compulsory education – Implications for policy and practice; EUR 28295 EN. 2016. Режим доступа: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC104188/jrc104188_computhinkreport.pdf (дата обращения 12.05.2019).
  11. Fletcher G. H., & Lu, J. J. Education: Human Computing Skills: Rethinking the K-12 Experience. Association for Computing Machinery. // Communications of the ACM, 52(2). 2009. P. 23-25.
  12. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление / Образование и наука. 2016. № 2 (131). С.18‑33.
  13. Вольфенгаген В. Э. Область между практическими навыками и фундаментальными принципами вычислений // Аппликативные вычислительные системы: материалы III Международной конференции АВС 2012. Москва, 26–28 ноября 2012 г. С. 1–7. Режим доступа: http://jurinfor.exponenta.ru/ACS2012/ACS-12_Proceedings-All.pdf (дата обращения 12.05.2019).
  14. Voogt J., Fisser P., Good J., Mishra, P., & Yadav, A. Computational thinking in compulsory education: Towards an agenda for research and practice. // Education and Information Technologies, 20(4), 715-728. Режим доступа: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-015-9412-6 (дата обращения 12.05.2019).
  15. Computational thinking. A guide for teachers. Режим доступа: https://community.computingatschool.org.uk/resources/2324/single (дата обращения 12.05.2019).
  16. ISTE Standards for Students, Educators, Computer Scientists, Technology Coaches and Administrators by ISTE (International Society for Technology in Education). Режим доступа: https://www.iste.org/standards/computational-thinking (дата обращения 12.05.2019).
  17. ISTE стандарты. Русское издание стандартов. Режим доступа: https://cdn.iste.org/www-root/Libraries/Documents%20%26%20Files/PDFs/ISTE%20Standards%202017%20RUS%20web%20version.pdf (дата обращения 12.05.2019).
  18. Берман Н.Д. Информационная культура как основа профессиональной деятельности / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 354-358.
  19. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Т. 8. № 2-2. С. 28-34.