ISSN 2409-7616

Проскуров А.К.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ВОЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНЦЕРТНО-СТРОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Артем Константинович Проскуров- начальник оркестра – военный дирижер ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (Россия, Пермь), РИНЦ SPIN-код: 6787-3735, E-mail: artem_proskurov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие художественно-творческой активности музыкантов военных оркестров в концертно-строевой деятельности. Определяются основные умения у музыкантов по составлению сюжета плац-концертов, совмещение исполнения на музыкальных инструментах и движений, проведение анализа этих выступлений, с целью устранения совершенных ошибок. На основе этих умений предлагаются  этапы методики по формированию художественно-творческой активности у музыкантов военных оркестров. На первом этапе — мотивационно-проектировочном, задачей которого является формирование умений по созданию сюжета плац-концерта; на втором этапе — техническо-исполнительском, включающем три подэтапа на первом — музыкально-исполнительском решалась задача совершенствования музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков; на втором подэтапе — двигательно-исполнительском, решалась задача  формирования умений совмещения движения и исполнения на музыкальных инструментах; на третьем подэтапе – художественно-исполнительском, решалась задача формирования умения реализовать содержание плац-концерта; на третьем этапе —  рефлексивно-оценочный, задачей которого является формирование умений анализировать выступления на плац-концерте.

Ключевые слова: художественно-творческая активность, концертно-строевая деятельность, военный оркестр, военный музыкант, оркестрант, методика обучение военных музыкантов.

 

Литература:

  1. Асмолов, А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1982. – № 2. – С. 14–
  2. Бернштейн, H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 512с.
  3. Владимиров, М.В. Военная музыка в России / М.В. Владимиров. – М.: Высшее училище Красных капельмейстеров, 1899. – 12 с.
  4. Военный институт (военных дирижеров) военного университета: учебное пособие / под ред. Б.Г. Гнилова. – М.: ВИ (ВД) ВУ, 2007. – 215 с.
  5. Дьяченко, И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие / И. Ю. Дьяченко. –  Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 92 с.
  6. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2 – С. 3-18.
  7. Ноздрунов, Б.М. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века [Текст] / Б. М. Ноздрунов // Труды Факультета. – Вып. 7. – Москва: Военно-дирижерский факультет при МОЛГК, 1964. – 86 с.
  8. Петрачков, К.В. Военная строевая песня как специфический музыкальный жанр [Текст] / К. В. Петрачков // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4 (41). – С. 251–255.
  9. Проскуров, А.К. Обучение военных музыкантов исполнительству на плац-концертах [Текст] / Н.Г. Тагильцева, А.К. Проскуров // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург. Издательство: УГПУ, 2018, № 4. – С.100– – ISSN: 2079-8717
  10. Проскуров, А.К. Формирование художественно-творческой активности у музыкантов военного оркестра в концертно-строевой деятельности [Текст] / А.К. Проскуров // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. Шығарылым №1(42). – Петропавловск, 2019. – №1(42). – С. 174– – ISSN 2309–6977
  11. Сурин, Н.К. Музыка воинских ритуалов (1941–1980 гг.) / Н.К. Сурин. – М.: Военно-дирижерский факультет, 1985. – 53 с.
  12. Сурин, Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750–1917 гг.) / Н.К. Сурин. – М.: Военно-дирижерский факультет, 1983. – 72 с.
  13. Тагильцева, Н.Г. Личностно ориентированное обучение младших школьников на уроках музыки [Текст] / Н. Г. Тагильцева // Начальная школа плюс До и После. – Екатеринбург, 2014. – № 1. – С. 63–
  14. Тагильцева, Н.Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Народное образование. Педагогика. Педагогическое образование в России. – Екатеринбург, – № 12. – С. 91–94.
  15. Тагильцева, Н.Г. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла [Текст]: глава в моногр. / Н. Г. Тагильцева // Инновационные процессы в музыкальном образовании : моногр. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – С. 10–
  16. Тутунов, В.И. История военной музыки России [Текст]: учебник / под общ. ред. Е.С. Аксенова. – М.: Музыка. – 496 с.