ISSN 2409-7616

Ушакова Е.В., Болгова М.Н.

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Елена Владимировна Ушакова — доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 8711-3685, E-mail: elekta@nxt.ru

Марина Николаевна Болгова — студент направления «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и педагогика начального образования»,  Институт детства, ФГБОУ ВО  «Новосибирский государственный  педагогический университет» (Россия, Новосибирск), E-mail: marina-vega1@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается психолого-педагогическая и  методическая проблема обучения младших школьников-инофонов русскому языку, роль психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, а также важность изучения русского языка как основного фактора социализации личности ребенка-инофона младшего школьного возраста, отмечается роль классного руководителя в обучении и социальной адаптации данной категории детей. В работе представлены методы обучения русскому языку, используемые в рамках различных модулей – письмо, чтение, говорение, аудирование – на начальном этапе изучения языка; показана значимость каждого раздела при изучении русского языка как неродного. Авторами приводятся практические советы учителю для организации работы с учащимися-инофонами на начальном этапе обучения их русскому языку. Авторы считают, что усвоение нового языка ребенком-инофоном помогают традиции (национальные, светские, конфессиональные праздники, обряды, пение и игры в кругу, хороводы и т.д.). Имеется необходимость, при знакомстве с культурой, обращение внимания на смыслы, ценности и традиции своей страны. Знакомство с культурой помогает детям овладеть необходимым словарным запасом, который им необходим в речевой практике.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, обучение, младшие школьники-инофоны, русский язык как неродной, методы обучения.

 

Литература:

  1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007. – 195 с.
  2. Варламова Е.Ю. Принцип лингвокультурности обучения как основа профессионального и личностного развития будущих педагогов в вузе // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 4 (17).
  3. Демьянова О. Ю., Шевченко С. Ф. Использование стихотворений как средства повышения интереса к изучению русского языка детей-инофонов подросткового возраста // Обучение русскому языку как неродному: педагогический опыт Санкт-Петербурга: сборник статей. — СПб.: СПб АППО, 2012.– С. 100–104.
  4. Егорычев А.М., Васильева И.В. Особенности формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей победителей VI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 30–32.
  5. Егорычев А. М., Ракишева Г. М. Транскультурность как личностно-профессиональное качество современного педагога // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 5 (9). – С. 22.
  6. Егорычев А.М., Калимжанова Р.Л., Кретинин А.С. Речевая культура социального педагога в условия информационно-коммуникационных образовательных технологий // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 4 (17).
  7. Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С. Среда как педагогический феномен в системе дошкольного образования: её сущность и содержание // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 2 (15).
  8. Калимжанова Р.Л. Культура и образование как феномены социума: их синхронное развитие // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 2 (15).
  9. Касенова Н.Н., Кергилова Н.В. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13. – С. 327–330.
  10. Касенова Н.Н., Мусатова О.В., Подзорова С.В., Ушакова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов, билингвов и мигрантов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2017. — 92 с.
  11. Касенова Н.Н., Кергилова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 6. – С. 101–112.
  12. Лагуткина Т.А. Роль дидактических игр в работе учителя-словесника над расширением словарного запаса учащихся-инофонов // Обучение русскому языку как неродному: педагогический опыт Санкт-Петербурга: сб. статей. — СПб.: СПб АППО, 2012.– С. 79–86.
  13. Мардахаев Л.В. Неформальное, естественное воспитание подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 3 (16).
  14. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 1 (14).
  15. Мардахаев Л.В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 4 (13).
  16. Методика обучения русскому языку как неродному: учебное пособие / под ред. И.П. Лысаковой. — М.: Изд-во «Русайнс», 2015. — 160 с.
  17. Обучение русскому языку как неродному: педагогический опыт Санкт-Петербурга: сб. статей. — СПб.: СПб АППО, 2012. – 119 с.
  18. Потапова Н.В. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе// Современная филология: матер. II Междунар. науч. конф. – Уфа, 2013. – С. 4–7.
  19. Храпченков В.Г., Храпченкова И.В. Проблемы подготовки преподавательских кадров в условиях современных образовательных реформ. Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 239–243.