ISSN 2409-7616

Магауова А.С.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Акмарал Сабитоллаевна Магауова — доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, Почетный работник образования, Лауреат Национальной премии достижений женщин Казахстана «Ажар», профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби (Казахстан, Алматы), E-mail: magauova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена проблема подготовки компетентного специалиста высшего профессионального образования. Автор считает, что данная проблема  остается одной из самых актуальных на современном этапе реформирования системы образования, связанного, прежде всего, с изменением стратегической модели, с переходом от квалификационной к компетентностной модели. Новая педагогическая парадигма выступает в качестве основной стратегии подготовки конкурентноспособных специалистов в условиях интеграции национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. В этой связи, задачей ученых, педагогов, психологов является разработка и конкретизация этой стратегической модели. Анализ концептуально компетентностного содержания системы профессиональной подготовки специалиста, позволяет говорить о компететностной модели, как результативно-целевой основе проектирования образовательного процесса подготовки специалиста с учетом современных требований рынка труда и запросов общества. По мнению автора, компетентностная парадигма в целостном педагогическом процессе вуза адекватно решает задачу как подготовки профессионально и культурно ориентированного специалиста, так и формирования позиции «успешности» личности во всех сферах жизнедеятельности общества, что отвечает потребности общества в обеспечении социальной стабильности и процветании социума, а также продуктивной самореализации личности.

Ключевые слова: образовательное пространство, компетентностная парадигма, компетентный специалист, высшее профессиональное образование.

 

Литература:

  1. Болатов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.-2003.- № 10.
  2. Мардахаев Л.В. Подготовка социальных педагогов в России: опыт и проблемы // Социальная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 11–19.
  3. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – М., 2001. – 373 с.
  4. Семенова Н.С. Профессиональная подготовка социальных педагогов в Республике Беларусь: сущностно содержательный анализ // Вестник Полоцкого гос. университета. Серия Е. 2014. — №4. — С. 58-62.
  5. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия»,2004. – 368 с.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 12–19.
  7. Огороднова О.В. Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.68 Педагогическое образование, магистерской программы «Педагогика высшего образования», очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011.– 32 с.
  8. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента РК от 7 декабря 2010 года № 1118.
  9. Magauova A., Compotence Approach in Vocational Education of Kazakhstan in Conditions of Innorational and Industrial Development of the Society.- Rural Environment.Education.Personality (REEP). Proceedings of the International Scientific Conference.Volume. 9, 13th-14 th May, 2016, LLU, Jelgava, Latvia, рр. 361 – С. 128-134.
  10. Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 13 июля 2009 года № 338- Астана, 2009 г.
  11. Джамалиева Г.Ж. Профессиональная подготовка социальных работников в современных условиях // Вестник КарГУ им. Е.А. Букетова, 2012. — № 2.
  12. Государственный общеобязательный стандарт образования. Система менеджмента качества организаций высшего профессионального образования. – Астана, 2004.
  13. Менлибекова Г.Ж. К вопросу о формировании социальной компетентности будущих учителей // Вестник АГУ им. Абая. 2001. — №5. — С. 49-53.
  14. Муравьева А.А. Разработка модульных программ в проекте Делфи-2 // Специалист. 2005. — № 9. — С. 25-27.
  15. Магауова А.С., Ермекова Ж. Инновационные образовательные технологии в высшей школе: учебное пособие для магистрантов. — Астана: 2016. – 189 с.
  16. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных программ (ОПОО) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование, 2014., Т 6. — №2. — С. 11-18.
  17. Трущенко Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2009. — 26 с.