ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Калимжанова Р.Л., Кретинин А.С.

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Александр Михайлович Егорычев — доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), ORCID ID: 0000-0002-7497-4508; SPIN-код: 2557-4037; E-mail: chelovekcap@mail.ru

Роза Лаиковна Калимжанова — доктор философии (PhD), заведующая кафедрой педагогики  и психологии Аркалыкского государственного педагогического института им. И. Алтынсарина  (Казахстан, г. Аркалык), E-mail:  roza.kalimganova@mail.ru

Александр Сергеевич Кретинин — председатель правления, генеральный директор «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы», (Россия, Москва), SPIN-код: 8090-6270; E-mail: cit-sr@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются вопросы, касающиеся становления речевой культуры социального педагога в условия информационно-коммуникационных  образовательных технологий нового времени. Авторы считают, что подлинная речевая культура человека, предполагает высокий уровень развития его общей культуры, включая  профессиональную культуру, включая любовь к своему родному языку. Вершиной речевой культуры любого народа, является его литературный язык, где закреплены и продолжают накапливаться культурные смыслы и традиции народа, достижения мастеров слова, поэтов и писателей. Именно литературный язык, бережно хранимый каждым народом, выступает тем ресурсом и потенциалом, который способствует, как дальнейшему развитию национального языка, так и его «продвижению в массы». В этой связи актуальным становится организация социально-педагогической деятельности по духовному возрождению народа, развитию моральных принципов и утверждение нравственных ориентиров в системе социальных отношений всех институтов и структур государства и общества. Авторы утверждают, что духовно-нравственная позиция каждого гражданина страны, должна стать основой его поведения и деятельности, иметь каждодневное проявление в языке, культуре, общении, в постоянном совершенствовании и саморазвитии его личности.

Ключевые слова: речевая культура, социальный педагог, информационно-коммуникационные образовательные технологии, общая культура человека, профессиональная культура, любовь к родному языку.

 

Литература:

  1. Бочкарева Т.С. Актуальность развития речевой культуры студентов в период вузовского обучения // http://www.rusnauka.com/9_NND_2013/Pedagogica/2_131115.doc.htm. (Обращение: 11.07.2018).
  2. Броисов Н.В., Хохлов Ю.Е. Окинавская хартия глобального информационного общества // Концепции и программы: сб. докл. и матер. – СПб., 2001. – С. 63-71.
  3. Гаузенблас К. Новое в зарубежной лингвистике: теория литературного языка в работах ученых ЧССР // Культура языковой коммуникации. – М., 1988. – Вып. 20. – 472 с.
  4. Жалгасбаева А.К. Формирование ораторского мастерства будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Алматы, 2002. – 182 с.
  5. Жетписбаева Б.А., Карманова А.А. Культура речи и речевая культура // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». – 2014. – №3(75). – С. 8-13.
  6. Егорычев А.М. Национальная культура и социальное образование: учебное пособие / Е.А. Костина — Новосибирск: НГПУ, 2013. — 102 с.
  7. Егорычев А.М. Национальная традиция жизни и социальное образование в России //Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2016. — № 10. – С. 20-28.
  8. Егорычев А.М. Гуманитарная составляющая в процессе формирования профессиональной культуры педагога-бакалавра / Л.В. Безденежных // Ученые записки РГСУ. 2016. Т. 15. — № 3(136). – С. 112-119.
  9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Знание, 1987. – 263 с.
  10. Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. – Оренбург: ОГПИ, 1996. – 99 с.
  11. Логачева Л.Р. Основы профессионально-речевой культуры будущего социального педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.; Бирск: Бирск. соц.- пед. академия, 2008. – 132 с.
  12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: А ТЕМП, 2008. – 944 с.
  13. Отришко В.А. Языковые средства развития речевой культуры у студентов: монография. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2000. – 96 с.
  14. Панкова Т.В. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 206-210.
  15. Приказ Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». Профессиональный стандарт «Педагог»: приложение: утв. 8 июня 2017 года, №133.
  16. Программная статья Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» // Казахстанская правда. – 2017, апрель – 12.
  17. Рождественский Ю.В. Общая филология. – М.: Знание, 1996. – 326 с.
  18. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.