ISSN 2409-7616

Герчак Я.М., Митьков Д.Ю.

ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ярослав Михайлович Герчак — кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки, Новосибирское высшее военное командное училище,  (Москва, Новосибирск), SPIN-код: 9246-2647, AuthorID: 756412; E-mail: nvvku.fp@yandex.ru

Дмитрий Юрьевич Митьков —  старший преподаватель кафедры физической подготовки, Новосибирское высшее военное командное училище, (Москва, Новосибирск), SPIN-код: 8798-4762, AuthorID: 850094; E-mail: nvvku.fp@yandex.ru

Аннотация. В статье акцентируется внимание на важности физической подготовки для сохранения и укрепления здоровья курсантов военно-учебных заведений, отмечается, что здоровый образ жизни предопределен особенностью профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Профессиональное образование, получаемое курсантами военных вузов, должно способствовать формированию у них потребности в здоровом образе жизни и культуры здоровья. Педагогическая система, используемая в воспитательно —  образовательном процессе военного вуза, должна активизировать внутренние потребности курсантов на формирование готовности к здоровьесбережению, помогать им формировать соответствующие стимулы. Авторы считают, что эффективность обучения и воспитания в образовательном процессе военных вузов полностью зависит от единства действий педагогов, командиров и обучающихся, направленных на воспитание и формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Для курсантов важно получение такого профессионального образования, которое могло бы им помочь в дальнейшей профессиональной деятельности быстрее адаптироваться к учебно-боевой деятельности, а при выполнении специальных задач, к быстро меняющимся условиям современного боя. Перед преподавателями военного вуза стоит задача – обучить курсанта в условиях боя сохранять жизнь свою и подчиненного личного состава, а также выполнять боевые задачи с минимальным ущербом для своего здоровья.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, формирование,    курсанты, военно-учебные заведения, физическая активность, мотивация.

Литература:

  1. Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко. — М.: Воениздат, 1986. – 246 с.
  2. Герчак Я.М. Здоровьесберегающие технологии в современном вузе // Прикладная психология и психоанализ. 2007. — № 1. – С. 62-66.
  3. Герчак Я.М. Социально-экономические и правовые аспекты развития и совершенствования системы физического воспитания в процессе модернизации высшей школы // Педагогическое образование и наука. 2015. — № 2. – С. 69-73.
  4. Герчак Я.М. Психологическая подготовка футболистов // ЦИТИСЭ, 2016. — № 3(7).
  5. Герчак Я.М. Особенности воспитания психофизических качеств у студентов высшей школы // ЦИТИСЭ, 2016. — № 1(5).
  6. Герчак Я.М. Спортивная подготовка футболистов: психологические основы // ЦИТИСЭ, 2016. — № 3(7).
  7. Жолоб С.С. Значение физической подготовки в обеспечении устойчивости умственной работоспособности военнослужащих // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11). — С. 8.
  8. Жолоб С.С., Колесников В.Ю. Формирование оборонного сознания призывной молодежи средствами физической культуры // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сб. матер. региональной научно-практической конф. с международным участием. — Новосибирск. 2017. С. 24-26.
  9. Егорычев А.М. Здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. — № 13 (342). — С. 50-59.
  10. Егорычев А.М., Герчак Я.М. Здоровье как социальная категория в организации жизнедеятельности студентов вуза // Социальная политика и социология. 2009. — № 5. — С. 67.
  11. Егорычев А.М., Герчак Я.М. Проблемы социального управления здоровьесбережением студентов вуза // Человеческий капитал. 2009. — № 2 (10). — С. 159-164.
  12. Колесников В.Ю., Жолоб С.С. Физическая подготовка – основа профессиональной подготовки военнослужащих // ЦИТИСЭ. 2017. — № 4 (13).
  13. Колесников В.Ю. Формирование потребности личности в занятиях физической культурой и спортом // ЦИТИСЭ. 2016. — № 3 (7). — С. 25.
  14. Колесников В.Ю. Особенности развития компетентстного образования в высших учебных заведениях // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11). — С. 10.
  15. Колесников В.Ю. Воспитание морально-волевых и психологических качеств у курсантов в процессе занятий физической подготовкой // ЦИТИСЭ. 2017. — № 4 (13).
  16. Колесников В.Ю. Роль психофизической подготовки в формировании состояния готовности военнослужащих к действиям в экстремальных условиях. Гуманитарные проблемы военного дела. — Новосибирск. 2014. — № 1(1). — С. 178-180.
  17. Левина, И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 142с.
  18. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2009). – М., 2009. – 224 с.
  19. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2001. – 64 с.
  20. Чернов В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2002. – 19 с.
  21. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Основные документы. – 40-е издание. – Женева, 1995.
  22. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Коваленко. – М.: Изд. АСВ, 2000. – 432 с.
  23. Физическая культура: учебник / В.В. Миронов, В.А. Собина, А.С. Яцковец. – М: Военное издательство, 2005. – 462 с.