ISSN 2409-7616

Мальцев В.П., Белоусова Н.А., Тупикова М.Н.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ

Виктор Петрович Мальцев — кандидат биологических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (Россия, Челябинск), РИНЦ спин код: 5691-3454 (ORCID:0000-0002-2453-6585), е-mail: maltsevvp@cspu.ru

Наталья Анатольевна Белоусова — доктор биологических наук, заведующий кафедрой математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (Россия, Челябинск), РИНЦ спин код: 8955-3071 (ORCID: 0000-0001-9873-320х), е-mail: belousova@cspu.ru

Майя Николаевна Тупикова — аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Россия, Челябинск),  (ORCID: 0000-0002-6920-8286), e-mail: pcholkamayia@mail.ru

Аннотация. В современном образовательном пространстве актуальным остается вопрос сохранения здоровья обучающихся. Уменьшение физической активности подростков, как и проблема дозирования физической нагрузки, находятся в центре внимания педагогов, научной общественности и родителей. Предметом исследования стало состояние психофизиологического статуса подростков как критерия успешной адаптации к обучению. Поставленная цель исследования позволяет разработать эффективную программу по физической культуре с учетом психофизиологического статуса подростков. Актуальным являются использование современных не инвазивные методики диагностики при помощи аппаратно-программного комплекса «Биомышь-исследовательская» (ООО «Нейролаб», г. Москва). Получены данные психомоторных показателей здоровых подростков 11-12 лет в динамике реализации программы по физической культуре. Структура предлагаемой программы по физической культуре позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности школьников. Методологический подход к разработке программы по физической культуре на основе психофизиологического статуса может быть использован в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения.

Ключевые слова: программа по физической культуре, психофизиологический статус, гендерные особенности, младшие подростки.

 Литература:

  1. Агеевец А.В., Ефимов-Комаров В.Ю., Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. — №2 (132). — С. 8-20.
  2. Айдаркин Е.К., Павловская М.А., Старостин А.Н. Влияние функционального состояния на эффективность сенсомоторной интеграции // Валеология. 2011. — № 4. — С. 75-102.
  3. Байгужин П. А. Факторы результативности психофизиологического исследования функционального состояния центральной нервной системы у студентов // Человек. Спорт. Медицина. 2011. №26 (243). — С. 131-135.
  4. Белоусова Н.А., Шибков А.А., Байгужин П.А. Анализ состояния детей и подростков, проживающих в условиях промышленного мегаполиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013. — № 2. — С. 38-43.
  5. Бударин М.В., Кейно А.Ю. Воздействие средствами плавания на двигательную программу детей 8–12 лет с умственной отсталостью // Вестник ТГУ. 2013. — №4 (120). — С. 276-283.
  6. Ветерок Е.В. Особенности сенсомоторной интеграции у нормативно развивающихся подростков и подростков с измененной сексуальной ориентацией // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 1. — № 1. — С. 149-153.
  7. Гилева О.Б. Изменчивость времени реакции и академическая успешность учащихся в разных школах Екатеринбурга // Экология человека. 2011. — №10. — С. 22-28.
  8. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья. — Омск; СИБГАФК, 2000, — 210 с.
  9. Грибанов А.В., Кожевникова И.С., Нехорошкова А.Н., Джос Ю.С. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. — №1. — С. 46-50.
  10. Запорожанова А.А. Обоснование показателей контроля психофизиологического состояния теннисистов 12-15 лет // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. — №7. — С. 53-57.
  11. Каменская В.Г. Практический опыт использования методов точ-ных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройства-ми // Известия РГПУ. Психол. и пед. науки. 2002. № 3. С. 89-95.
  12. Криволапчук И.А. Кондиционные двигательные способности и неспецифическая реактивность детей младшего школьного возраста на различные виды нагрузок // Новые исследования. 2008. — №17. — С. 39-51.
  13. Малков В.В. Подвижная игра как форма и метод в физическом воспитании учащихся // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. — №1. — С.123-126.
  14. Мардахаев Л.В. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования // Педагогическое искусство. 2017. — №1. — С. 67-71.
  15. Мезенцев В.В. Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старших школьников гимназии // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №12. — С. 71-74.
  16. Руссак Ю.А. Особенности сенсомоторной интеграции девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. Вып. 113. — С. 278-283.
  17. Семеняк О.В. Исследование внутривозрастных изменений психомоторной и когнитивной сфер подростка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. — №49. — С. 365-368.
  18. Смирнова В.С., Мальцев В.П. Гендерные особенности пластичности нервных процессов младших подростков 11-13 лет // Новые исследования. 2016. — № 1 (46). — С. 37-46.
  19. Судаков К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты // Успехи физиологических наук. — 2000. — Т. 31, № 1. — С. 81-96.
  20. Токмашева М.А., Макарова Л.Н. Вариативная часть программы по физической культуре для школьников с учетом их этнических особенностей и уровня физического развития // Сибирский педагогический журнал. 2011. — №2. — С. 180-190.
  21. Фирсин С.А. Факторы, влияющие на отношение школьников к урокам физкультуры // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. — №1 (119). — С. 182-184.
  22. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. — №5-3. — С. 2831 –2840.