ISSN 2409-7616

Хозиева И.Х., Кутарова А.А., Гаглоева Г.Д.

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОМИНАНТЫ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.27

УДК 376

Хозиева И.Х.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru, Кутарова А.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru, Гаглоева Г.Д.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей непреходящих слоев культурно-исторического, творческого наследия, определяющих природу национальных традиций и жизненных устоев. Творческая деятельность выступает как сфера взаимодействия, коммуникации человека и окружающего его мира, а сам человек может рассматриваться как качественно своеобразная составляющая этого мира. Как известно, вне устойчивых, общепринятых традиций не могут формироваться национальные социально-нравственные ценности, художественное творчество также не может развиваться. Необходима преемственность поколений, передача прогрессивного жизненного опыта, аккумулирующегося в художественном творчестве все социальные нормы и правила поведения. Немаловажная роль в этом процессе отводится также направленности на освоение мира традиционных культурных ценностей, выработанных их «творцами», то есть идейно-художественное творчество должно рассматриваться в контексте философско-культурологических категорий, которые позволяют исследователям рассматривать все его виды и жанры, которые в процессе активного функционирования в социуме, проявляют социально-нравственные сущностные свойства, «высвечивая» при этом объективное состояние их условных характеристик, присущих исключительно определенной этнической группе, отдельному народу, конкретной нации. Стратегия осмысления социально-нравственных доминант в контексте идейно-художественного творчества разрушает жанровые границы многих произведений. Исследование социально-нравственных доминант воспитания в контексте идейно-художественного творчества, представленного в этнопедагогике, обусловлено необходимостью в применении социально-исторического и культурного наследия старшего поколения в условиях современного общества,  в котором социально-нравственные ценности и приоритеты девальвированы. В статье автор делает вывод, что обращение к народному искусству, национальным традициям способствует духовному обогащению подрастающего поколения, вырабатыванию гордости за свою нацию, формированию интереса и ценностного отношения к истории и культуре своей Родины.

Ключевые слова: социально-нравственные доминанты, идейно-художественное творчество, национальная культура, устное народное творчество.

Литература:

  1. Бачалова И.Б. Реализация национальной идеи в чеченской прозе 60-80-х годов ХХ века // Казанская наука. — 2013. — № 5. — С. 102-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19156253
  2. Буравова О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников // Начальная школа. — 2010. — № 7. — С. 24-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15272393
  3. Газзаева А.Р. Фольклорные мотивы в народном творчестве Гино Баракова как этнопедагогическое наследие осетинской поэзии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2014. — № 4 (19). — С. 32-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24148817
  4. Гросбах Л.Е., Черненко А.А. Устное народное творчество как часть народной педагогики и основа духовно-нравственной культуры народа // Наука и образование: новое время. — 2014. — № 3 (3). — С. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22678796
  5. Дзусова Б.Т., Сланова М.А. Формирование языковой и лингвистической компетенций студентов-будущих учителей в условиях билингвизма // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2 (28). — С. 138-144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336235
  6. Ишкинина Г.А. Народное музыкальное творчество в национально региональных энциклопедиях / В сборнике: Вопросы энциклопедистики. Под общ. ред. У.Г.Саитова. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 2012. — С. 56-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35609839
  7. Каргаполова Е.В., Дарчук М.Б., Давыдова Ю.А. Художественная литература как средство нравственного воспитания молодежи // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2 (28). — С. 282-292. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336249
  8. Каширина В.Н. К проблеме осмысления взаимосвязи фольклора и литературы // Международный академический вестник. — 2019. — № 11 (43). — С. 91-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41299766
  9. Кобляков А.А. Музыкальное творчество и наука: новые трансмерные отношения // Музыкальная академия. — 2018. — № 1 (761). — С. 162-178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35190368
  10. Койчуманова Г.К., Эралиева Т.Т. Устное народное творчество как начало философской поэзии // Вестник Ошского государственного университета. — 2020. — Т. 2, № 1-4. — С. 119-124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43170451
  11. Музалевская О.В. Диалог искусств на уроках литературы как средство развития художественного мышления и речи обучающихся // Педагогический поиск. — 2020. — № 2. — С. 9-13. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45421700
  12. Петриков С.М. Музыкальное творчество – вселенная – человечество – личность / В сборнике: European research: innovation in science. XXIV Международная научно-практическая конференция. — М.: Олимпус, 2017. — С. 248-256. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32375538
  13. Сидакова А.А. Социальные и нравственные проблемы в осетинской прозе (на примере рассказа Сека Гациева «Айсса») // Вестник Университета Российской академии образования. — 2012. — № 3. — С. 92-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23057736
  14. Скибицкий М.М. Глобализация и задачи обновления духовных ценностей российского общества // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2015. — № 1 (17). — С. 13-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24326350
  15. Стожко Д.К. Как рождается ценность: конструирование социальной реальности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2018. — Т. 18, № 3 (43). — С. 303-315. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35726996
  16. Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие для студентов вузов. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. 150 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20101020
  17. Хуббитдинова Н.А., Юлдыбаева Г.В. Художественно-эстетическое отражение традиций устного народного творчества в эпосе и литературном произведении // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. — 2020. — № 2 (18). — С. 26-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43090174
  18. Чумарова Л.Г., Мефодьева М.А., Губайдуллина Р.Н. Устное народное творчество в подготовке будущих учителей // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-2. — С. 303-306. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46263010
  19. Шукшина Л.В., Кожухарь Е.В. Жизнестойкость и самоуважение как предикторы мотивации достижения успеха у студентов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1 (27). — С. 462-477. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45645455

Библиографическая ссылка:

Хозиева И.Х., Кутарова А.А., Гаглоева Г.Д. Социально-нравственные доминанты воспитания в контексте идейно-художественного творчества // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.311-320. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.27