ISSN 2409-7616

Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.04

Генварева Ю.А.1 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru, Марченкова Н.Г.2 (Оренбург, Россия) — nata_nata1973@mail.ru

1Самарский государственный университет путей сообщения

2Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

Аннотация. Динамичное развитие науки и производственных отраслей в современных условиях предъявляет высокие требования к подготовке инженерных кадров. Ключевую роль играет высокий уровень овладения компетенциями будущими выпускниками технических вузов. В связи с этим необходимо разрабатывать новые подходы, формы и методы организации занятий для дисциплин, преподаваемых в отраслевых вузах. Важно готовить специалистов в области инженерных наук, способных к профессиональному росту в условиях развития новых наукоемких технологий и информатизации, автоматизации производства, способных осуществлять разработку новых технологий. Поэтому вузы должны обучать фундаментальным базовым знаниям с учетом инновационных подходов. Целью исследования, проводимого автором данной научной работы, является разработка новых принципов и методик подготовки квалифицированных инженерных кадров с углубленным пониманием математики и ее прикладных возможностей в инженерных вопросах производственной сферы. Авторами проводится обзор существующих и наиболее популярных методов преподавания математики в инженерных вузах, анализируются точки зрения ученых. Новизной данного исследования является то, что преподавание высшей математики в техническом вузе сопряжено с рассмотрением задач профессиональной направленности. Использование знаний математического аппарата при рассмотрении реальных технологических процессов позволяет развивать у будущих инженеров путей причинно-следственные связи между академическими знаниями по дисциплине и реальными процессами. Представлены результаты исследования, которые показывают, что на тех студенческих потоках, где активно рассматривали и применяли математические знания в решении практико-ориентированных задач процент заинтересованности и включенности студентов в образовательный процесс намного выше, чем при изучении дисциплины с применением традиционных методов изучении дисциплины. Подтверждением этому является и более высокий средний бал по группам. Изменение содержания материала в части практической направленности, рассмотрение реальных моделей при решении математических задач, которая направлена на реализацию принципов преемственности, прикладной направленности, отвечает требованиям непрерывности и целостности, единства и последовательности обучения студентов в техническом вузе.

Ключевые слова: математика, методика математики в вузе, технический вуз.

  1. Сидняев Н.И. Концептуальные основы математического образования в техническом вузе // Высшее образование в России. 2015. № 7. С.36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ufgrsn
  2. Тертычный-Даури В.Ю., Камоцкий В.И., Максимова С.Н. Проблемы преподавания математики в современном техническом вузе // Современное педагогическое образование. 2019. №4. С.145-148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38096971
  3. Галканов А.Г. Инновационные методы в преподавании математики в вузе: о методе от противоположного (МОП) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2020. № 1. С.11-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42879887
  4. Замыслова А.И. Практическая направленность обучения математике в техническом вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2016. №5. С.189-196. EDN: XEJPYJ, DOI: 10.18522/2070-1403-2016-58-5-132-137
  5. Есенбекова А. Э. Современный подход к преподаванию математики в вузе / А.Э. Есенбекова, Л.К. Джумахметова, С.М. Дусталиева. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 189-192.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32437656
  6. Бова Т.И., Кузьменко О.И. О комплексе профессионально ориентированных задач как средстве повышения эффективности обучения математике в техническом вузе // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2014. № 2. С. 27-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13011335
  7. Бова Т.И., Дроздович Е.Н., Кузьменко О.И. Об организации дифференцированного обучения математике будущих инженеров // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2018. № 4. С. 72-75. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36510793
  8. Даммер М.Д., Зубова Н.В., Бочкарева О.Н. Технология продуктивного обучения физике студентов технического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 5 (158). С. 107-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44952777
  9. Зиновкина М.М. Теория решения изобретательских задач: научное творчество. Учебное пособие для. вузов / М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев, П.М. Горев, В.В. Утёмов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2022. — 124 с.
  10. Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г. Решение профессионально-ориентированных задач по физике и математике как средство формирования профессиональной компетентности будущего инженера // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.171-179. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.16
  11. Рябинова Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений / Е.Н. Рябинова, Ю.А. Генварева, Р.Н. Хайруллина. — Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2013. — 119 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37014258
  12. Трубилко А.И. Профессионально ориентированные задачи по физике как способ активизации познавательной способности обучающихся // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2020. № 1 (46). С. 45-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42685417
  13. Пинчук А.Ю. Формирование отечественной инженерной школы как формы эффективного ответа российского общества на большие вызовы // ЦИТИСЭ. 2021. № 1.  С.425-435. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.38
  14. Немова Я.С.Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39184340
  15. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки //Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25337244

Библиографическая ссылка: Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г. Современные подходы к преподаванию математики в техническом вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 50-57. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.04