ISSN 2409-7616

Попова Н.В., Осипчукова Е.В., Арапова М.П.

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТРЕНИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 378.1:159.9.07

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.36

Попова Н.В.1 (Екатеринбург, Россия) — NV_Popova@mail.ru, Осипчукова Е.В.1 (Екатеринбург, Россия) — e.v.osipchukova@urfu.ru, Арапова М.П.1 (Екатеринбург, Россия) — mararapova@yandex.ru

1Уральский  федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация. Вопросы формирования культуры толерантности молодежи с использованием коммуникативных тренинговых технологий достаточно актуальны для вузовского сообщества, которое все более наполняется иностранными обучающимися. Так, в настоящее время в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) обучается более 17 тыс. студентов, из которых 2,6 тыс. человек – иностранные студенты из 63 стран мира, а за последние пять лет количество иностранных студентов в вузе возросло почти в десять раз. Целью статьи является презентация научных результатов по разработке и апробирования коммуникативной тренинговой технологии формирования культуры толерантности у студенческой молодежи РГППУ. В основу исследования положены нормативно-ценностный, системный и структурно-функциональный методологический подходы и такие методы, как анкетирования, тестирование и наблюдение. В реализации авторской коммуникативной тренинговой технологии приняли участие 39 студентов РГППУ, обучающихся по направлению «Физкультурно-оздоровительная деятельность». В ходе реализации коммуникативной тренинговой технологии проводилось наблюдение за вербальным и невербальным поведением и взаимодействием участников. В 2021 г. в РГПУУ методом индивидуального анкетирования опрошено 75 студентов по вопросам толерантности, на основании анализа результатов которого авторами разработана, апробирована и реализована коммуникативная тренинговая технология, направленная на формирование культуры толерантности у студентов. До и после окончания тренинговых занятий проведены замеры уровня толерантности по экспресс-опроснику «Индекс толерантности». Коммуникативный тренинг при определенных содержательных и организационных изменениях может быть реализован для любой возрастной категории молодежи, может содержать формы, позволяющие разработать новые проекты, которые можно внедрить в молодежной среде.

Ключевые слова:   молодежь, культура толерантности, тренинговая коммуникативная технология, студенты, формирование.

Список источников:

  1. Арапова М.П., Попова Н.В. Особенности формирования культуры толерантности молодежи // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество: сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. — С. 60-65. EDN: DCOBTW URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45672258
  2. Берри Дж. В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х. Кросс-культурная психология. Исследование и применение. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. —  556 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера // Современное дошкольное образование: Теория и практика. 2014. №10. С. 56-59. EDN: VOICFJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25604866
  4. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6). С. 94-102. EDN: XGTBHX URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27634833
  5. Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы : монография / под общ. ред. А. В. Пономарева. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2022. — 344 с.
  6. Гигин В.Ф., Грищенко Ж.М. Студенты эпохи цифровых технологий: жизненные смыслы в реалиях белорусского общества // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 110-120. EDN: QJMNSM DOI: 10.31857/S013216250013571-1
  7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А. Д. Ковалева. — М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. — 304 с.
  8. Демиденко С.Ю. Молодежь и общество: противоречия государственной молодежной политики в России // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 155-158. EDN: JSSDZC DOI: 10.31857/S013216250020152-0
  9. Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов грядущего (по материалам УП этапа мониторинга динамики социокультурного развития уральского студенчества 1995—2020 гг.): монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2021. — 372 с. 
  10. Осипова С.И., Гафуров Н.В., Богданова А.И. и др. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография / отв. Ред. С. И. Осипова. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 462 с. EDN: ZIUJSJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30104829
  11. Сагалакова Г.А. Проблема толерантности и интолерантности в современной России // Известия АлтГУ. 2008. № 4-5. C. 269-276. EDN: RAPNCR URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20225589
  12. Самнер У.Г. «Народные обычаи» (Folkways). — Boston, New York: Dover Inc., 1906 г. — C. 10-32.
  13. Симонян Р.Х. Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 114-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48667346
  14. Солдатова Г.У. Экспресс-опросник «Индекс толерантности». [Электронный ресурс]. URL: https://www.obrbratsk.ru/upload6/Толерантность.pdf (дата обращения: 15.03.2022)
  15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, 1999. — 320 с.
  16. Филатова М. Н., Волкова Л. В. Отношение молодежи к насилию как средству разрешения межличностных и социальных конфликтов // Психология развития личности и застоя в рамках современного общества: материалы II Международной научно-практической. — Казань: ИП Синяев Дмитрий Николаевич, 2014. — С. 185-196. EDN: SIPHSD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21778942
  17. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 1056 с.
  18. Ядова М.А. Жизненные траектории молодежи в XXI веке: риски и возможности // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 83-93. EDN: VDHCRW DOI: 10.31857/S013216250011067-6
  19. Lewis R.D. When cultures collide: managing successfully across cultures. — Boston, London: Nicholas Brealey International, 2006. — 599 p.

Библиографическая ссылка:

Попова Н.В., Осипчукова Е.В., Арапова М.П. Применение коммуникативной тренинговой технологии для формирования культуры толерантности у студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.409-421. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.36