ISSN 2409-7616

Кошкин А.П., Иванова А.Ю., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЗНАЧИМОСТЬ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.17

УДК 330

Кошкин А.П.1 (Москва, Россия) — E-mail: 160957@mail.ru, Иванова А.Ю.1 (Москва, Россия) — E-mail: dpsas.anastasia@mail.ru, Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: k474671@list.ru, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: ylkadav@mail.ru

1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация. В данной статье образование рассматривается как основной способ развития человеческого капитала. Рассматривается эффективность инвестиций в магистерское образование. Цель исследования состоит в том, чтобы изучить представления студенческой молодежи о роли магистратуры в формировании человеческого капитала. Результаты исследования показали, что три четверти опрошенных считают приобретение статуса магистра необходимым. Но среди них только половина тех, кто полностью уверен в реализации своих жизненных планов. То есть далеко не все из них будут обучаться в магистратуре. Положительная значимость магистерского образования выше у студентов из малых городов и крупных городских агломераций. Материальное положение семьи оказывает непосредственное влияние на выбор магистерского образования. Больше всего желающих обучаться в магистратуре зафиксировано в «обеспеченных» и «зажиточных» семьях. Получение степени магистра в представлениях студентов существенно повышает шансы трудоустройства, адаптации, качество профессиональных компетенций, уровень материального достатка. Таким образом, в представлениях большинства студентов статус магистра является значимым фактором формирования человеческого капитала. Но далеко не у всех есть возможность реализовать свои намерения обучения в магистратуре.

Ключевые слова: магистратура, образование, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал.

Литература:

  1. Александрова Н.А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2011. — № 4. – С. 90-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17070160
  2. Антоненко В.В., Антонов Г.В. Инвестиции российских домохозяйств в человеческий капитал детей: межпоколенный анализ // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – Т. 18, №11(494). – С. 2059-2077. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41420277
  3. Антоненко В.В., Антонов Г.В. Инвестиции семьи в образование российской молодежи как элемент человеческого капитала // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – №7(406). – С 34-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22902371
  4. Будзинская О.В., Демидова А.В. Человеческий капитал и инвестиции в образование // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – №9(71). – С 135-143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28923262
  5. Викторова Е.В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике // Инновации. – 2011. – №6(152). – С. 100–107 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17994786
  6. Гатина И.С. Образование как инвестиция в человеческий капитал // Педагогические проблемы в образовании: теория, практика внедрения стандарта worldskills в учебный процесс. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. С.В. Игдыровой, Р.Р. Мукминова. – Димитровград: Национальный исследовательский университет «МИФИ», 2019. – С. 114-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37633105
  7. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2018. — №1(65). – С. 64-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32396024
  8. Данилюк А.Я. Человеческий капитал и образование // Известия южного федерального университета. педагогические науки. – 2012. – №3. – С. 15-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17690910
  9. Дзасохова Э.К. Инвестиции в образование с позиции теории человеческого капитала // Вестник развития науки и образования. – 2009. – №1. – С. 44-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22823673
  10. Евсеев В.О. Искусственный интеллект и электоральный выбор идеологических направлений социально-экономического развития // ЦИТИСЭ. — 2019.  — № 5 (22). — С. 494-506. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42327471
  11. Иванова А.Ю. Статистическое изучение социального расслоения // Синтез междисциплинарного научного знания как фактор развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции; под ред. А.Б. Черемисина. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 69-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42660281
  12. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. – 2015. — №4. – С. 75-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25726946
  13. Каримова А.Д. Особенности результатов образовательного процесса в магистратуре // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011.  — №3(46). – С. 67-71 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16921286
  14. Коржакова С.А. Взаимодействие процессов социальной стратификации с мотивацией деятельности в современном российском обществе: на материалах Республики Адыгея: дисс. … к-та соц. наук по специальности 22.00.06 – социология культуры. – Майкоп, 2001. – 147 с. URL: https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-protsessov-sotsialnoi-stratifikatsii-s-motivatsiei-deyatelnosti-v-sovremennom
  15. Лебедева Л.И. Исторические предпосылки создания отечественной магистратуры / // Историко-педагогические и сравнительные исследования. – 2006. — № 1(14). – С. 91-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9160070
  16. Лоскутова И.М. Образование как вид инвестиций в человеческий капитал в обществе риска // Преподаватель XXI века. – 2012. – №3-2. – С. 384–391. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18875596
  17. Малкова И.Ю., Цигулева О.В. Высшее образование и человеческий капитал в России и за рубежом: сравнительный контекст // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №5. – С. 126-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24312970
  18. Рубанцова Т.А. Гуманизация современного образования. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2000. – 249 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23541812
  19. Федорова Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. — №3 – С. 19-23. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21610199
  20. Холина Л.И., Аколупина Р.Р. Человеческий капитал и образование как его главная составляющая // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2009. – № 1. – С. 122-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13076553

Библиографическая ссылка:

Кошкин А.П., Иванова А.Ю., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А. Человеческий капитал и значимость магистерского образования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.183-194. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.17