ISSN 2409-7616

Николаева Н.Н., Нуриева Н.С.

РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.36

Николаева Наталья Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры Л2 «Английский язык для приборостроительных специальностей», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», Москва, Россия, SPIN-код: 6028-1368, ORCID: 0000-0003-4884-2971, E-mail: nnn55n73@mail.ru

Нуриева Наиля Сунгатовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры Л2 «Английский язык для приборостроительных специальностей», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», Москва, Россия, SPIN-код : 1474-8374, ORCID: 0000-0002-1682-4325, E-mail: nurieva-n@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются цели и принципы разработки учебного пособия по английскому языку для специальных целей «English for Students of Applied Physics. Английский язык для студентов физиков», написанного авторами и используемого в Московском Государственном Техническом Университете им. Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана). Цель работы — проанализировать наиболее существенные аспекты отбора и применения учебных материалов для аудиторной, внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов-физиков, влияющие на эффективность усвоения материала дисциплины «Иностранный язык (английский)», а именно: профессиональную и дискурсивную ориентированность, аутентичность, совершенствование навыков во всех видах речевой деятельности, соответствие современным вузовским образовательным программам, педагогическую ценность, зависимость от потребностей и уровня владения английским языком студентов, развитие их общеучебных навыков, а также организацию учебного процесса: структурированность, унификацию, методическую обоснованность и др. Оценка эффективности материалов учебного пособия основана как на количественном анализе анкетирования студентов и результатах рубежных контролей \ экзамена, так и на качественном описательном анализе опросов студентов и наблюдении, проведенных в течение 2017-2020 гг. Полученные результаты свидетельствуют о сформированности основных навыков речевой деятельности на английском языке в пределах учебных тем, а также позитивном отношении студентов к учебному пособию. Экзамен по дисциплине продемонстрировал высокие результаты: 95% студентов, обучавшихся по данному пособию, получили оценки «отлично» и «хорошо».

Ключевые слова: английский язык для специальных целей, учебные материалы по английскому языку, разработка и анализ эффективности учебного пособия.

 

Литература:

  1. Алмазова Н.И., Попова Н.В., Евтушенко Т.Г. Организационно-методические аспекты создания профессионально-ориентированных дидактических ресурсов по иностранному языку в техническом вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — — Т. 4. — № 1 (13). — С. 1-11. DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-1-1-11
  2. Володина Е.В., Володина И.В. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе в динамике развития науки, производства и образования // Бизнес. Образование. Право. — — № 4 (49). — С. 414-419. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41295071
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. — М.: Изд. центр Академия, 2009. — 336 с.
  4. Гусейнова И.А. Актуальные подходы к лингвистическому образованию в современном образовательном пространстве // В кн. Коряковцева Н.Ф., Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А. Cовременное лингвистическое образование: перспективы развития. Коллективная монография. Москва, 2018. — С. 194-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36269954
  5. Даминова С.О., Щукин А.Н. Методические требования к учебному пособию по формированию умений чтения поликодовых иноязычных научных текстов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. — — № 3 (832). — С. 60-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41265630
  6. Ерофеева Г.В., Склярова Е.А. Профессиональная подготовка выпускника технического вуза по направлению «Физика» // Вестник ТГПУ. — — № 5 (120). — С. 82-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17886031
  7. Захарова М.В. Опыт создания учебного пособия по профессионально ориентированному английскому языку авиационного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 913–926. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36322879
  8. Корнеева М.А., Гураль С.К. Обучение профессиональному иноязычному дискурсу студентов Физико-технического факультета Томского государственного университета, направления «Прикладная механика» с использованием кейс-стади метода (case study method) // Язык и культура. – 2017. – № 37. С. 166-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30646888
  9. Коротаева И.Э., Чуксина О.В. Преимущества профессионально-направленных учебных пособий при обучении иностранному языку студентов технических вузов (из опыта работы со студентами технических специальностей Московского авиационного института) // Проблемы современного образования. – 2019. – № 2. — C. 215-224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37825183
  10. Кузнецова Т.И. Кузнецов И.А. Развитие системы профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в техническом вузе на основе предметно-языковой интеграции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – №1 (173). – С. 67-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30456594
  11. Куприянчик Т.В., Арская М.А. К вопросу об оценке учебника английского языка для специальных целей (по материалам зарубежных исследований) // Научный журнал «Дискурс». – 2018. – № 12 (26). – С. 135-144.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36776419
  12. Левитан К.М., Югова М.А. Учебник иностранного языка для специальных целей как средство развития инновационной языковой личности студентов // Язык и культура. – – № 44. – С. 248-266. DOI: 10.17223/19996195/44/16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36995352
  13. Миньяр-Белоручева А.П. К вопросу о принципах создания профессионально ориентированного учебника по английскому языку // Проблемы филологии: язык и литература. – – № 2. – С. 93-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15503242
  14. Николаева Н.Н. Реализация концепции проблемного обучения на занятиях английским языком в техническом вузе // Гуманитарный вестник. – – № 7 (57). – С. 6-24. DOI: 10.18698/2306-8477-2017-7-450 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29345904
  15. Николаева Н.Н., Маторина И.Н. Эффективность интерактивных методов обучения профессионально-ориентированному английскому языку студентов неязыковых вузов // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 204-219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32298339
  16. Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – – № 12 (30). – C. 165–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20684099
  17. Стрелкова С.Ю. Интегративное обучение иноязычной грамматике: От предложения к дискурсу. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 184 с.
  18. Шатурная Е.А. Профессионально-ориентированный дискурс как объект овладения в неязыковом вузе // Вестник Томского государственного университета. – – № 3(21). – С. 174-176. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13610805
  19. Щукин А.Н. Компетенция, компетентность и компетентностный подход к обучению языкам // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – – Т. 1. № 1. – С. 36-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19078606
  20. Basturkmen H. Developing Courses in English for Specific Purposes. — UK: Palgrave Macmillan, 2010. – 172 p. DOI: 1057/9780230290518
  21. Cammarata L., Tedick J.,  Osborn T.A. Content-Based Instruction and Curricular Reforms: Issues and Goals // In L. Cammarata (Ed.) Content-Based Foreign Language Teaching: Curriculum And Pedagogy For Developing Advanced Thinking And Literacy Skills. — NY and London: Routledge, 2016. –  Р. 1-22. DOI: 10.4324/9780203850497-6
  22. Jaleniauskiene E., Leščinskij R., Jucevičienė P. Development of collaboration in the english for specific purposes courses: opportunities and challenges // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. – 2019. – Vol. 7. No 3. – Р. 311-327. DOI: 22190/JTESAP1903311J
  23. Merriam S.B., Tisdell E.J. Qualitative Research: A Guide To Design And Implementation. — San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2016. – 346 p.
  24. Moyo J., Mann C.C. Face validity in ESP: A quantitative student validation of an engineering esp approach // ESP Today. Journal Of English For Specific Purposes At Tertiary Level. – 2018. – Vol. 6(2). – Р. 228-253. DOI: https://doi.org/10.18485/esptoday.2018.6.2.5
  25. Tous D.M., Haghighi S. Evaluation of ESP textbooks: Evidence from ESP textbook of computer engineering major // International Journal of Research Studies in Language Learning. – – Vol. 3. – No 2. – P. 55-68. DOI: https://doi.org/10.5861/ijrsll.2013.469
  26. Vukićević Đorđević L. Making the most of experience: from syllabus to textbook design // The Journal Of Teaching English For Specific And Academic Purposes. – – Vol. 7. –No 3. – P. 293-302. DOI: 10.22190/JTESAP1903293V

 

Библиографическая ссылка: 

Николаева Н.Н., Нуриева Н.С. Разработка и анализ эффективности учебного пособия по английскому языку для специальных целей (на примере пособия «English for students of applied physics») // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.394-405. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.36