ISSN 2409-7616

Перминова А.А.

ВЕДУЩИЕ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.22

Перминова Аннета Александровна — кафедра социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, E-mail: anneta.koc@mail.ru

Аннотация. В современный период ведется активная реорганизация структуры детского отдыха и организаций, и, конечно же, это касается и оздоровительных лагерей. Это осуществляется с целью организации качественного досуга, эффективности воспитательного пространства и социализации детей и подростков отдыхающих в детском лагере. В одном ряду с методами, приемами и средствами пребывают разнообразные организационные формы воспитательной деятельности, в качестве способа целесообразной реализации индивидуальной и групповой и массовой деятельности подростков.  Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере реализуется через детский отряд, другими словами — временный коллектив. Для рассмотрения временного детского коллектива детского оздоровительного лагеря как малой группы в статье представлены различные концепции определения «малой группы». Временный детский коллектив рассмотрен в рамках структурной характеристики малой группы в детском оздоровительном лагере. Проанализировав классификации малых групп и применив их к детскому временному коллективу, были выявлены социально – психологические особенности изучаемой группы. Далее нами был проведен анализ экспериментальной деятельности по выявлению социально – психологических движущих сил организации воспитательного пространства детского оздоровительного лагеря, который был организован в 2016 году на территории детского оздоровительного лагеря «Юный строитель», находящийся в Московской области. Для выявления социально – психологических обстоятельств, которые влияют на реализацию воспитательного пространства рассматриваемого детского учреждения, мы организовали опрос среди: подростков из числа участников лагерной смены,  их родителей и представителей администрации. Обработанные результаты мы сопоставили с полученными данными от опроса вожатых и выявили ведущие социально – психологические обстоятельства, влияющие на организацию воспитательного пространства рассматриваемого детского учреждения.

Ключевые слова: малая группа, временный детский коллектив, временный детский коллектив детского оздоровительного лагеря, социально – психологические факторы организации  воспитательного пространства.

 

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальнaя психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 363 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальнaя психология: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – 2. изд., доп . – Москва: Academia, 2003 . – 262, 116 с.
  3. Баринова О.В. Концептуальные основы социально — психологической устойчивости малых групп с внешним статусом / — Тверь: Триада, 2016. – 140 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30676688
  4. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив / 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Новосибирская государственная областная научная библиотека, 2018. – 287 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32628967
  5. Десев Л. Психология малых групп: социальные иллюзии и проблемы. – М.: прогресс, 1979. – 208 с.
  6. Дмитриев Ю.А. Психология преодоления негативных проявлений в малых и больших общественных группах: монография / Ю. А. Дмитриев; Рос. акад. образования. – М: Монускрипт, 2004. – 200с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20085934
  7. Дубовская Е.М. Психологические характеристики детской неформальной группы // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2012. — № 3. — С. 5-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18067604
  8. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему: опыт исследования / С. Г. Елизаров – Курск: Курский гос. ун-т, 2009. – 198 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19668794
  9. Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
  10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы / Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20089050
  11. Майерс Д. Социальнaя психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
  12. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / под ред. Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
  13. Перминова А.А. Культурно — досуговая деятельность студентов – вожатых в воспитательном пространстве детских лагерей. // Глобальный научный потенциал. – 2017. — № 12(81). – С. 21-23
  14. Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: коллективная монография / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. – М.: МПГУ, 2019. – 160 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37256729&
  15. Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Капустина А.Н. и др. Cоциальная психология общения / Сер. Научная мысль – М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М» , 2017. – 256 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28335302

 

Библиографическая ссылка:

Перминова А.А. Ведущие социально – психологические факторы, влияющие на воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 240-250. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.22