ISSN 2409-7616

Пономарева О.Н.

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.31

Пономарева Ольга Николаевна — старший преподаватель, кафедра Истории, экономики и правоведения, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия, E-mail: olg.p2017@yandex.ru

Аннотация. Постиндустриальный этап развития общества характеризуется повышенным значением человеческого капитала в обеспечении роста экономики страны, что акцентирует внимание на деятельности учреждений высшего образования. Следует признать, что сегодня поведение вузов меняется и складывается под влиянием следующих факторов таких, как повышение конкурентной борьбы между системами образования разных стран, необходимости постоянного повышения интенсивности инновационной деятельности, появление новых профессий и  новых требований к «старым», что влечет изменение в структуре подготовки специалиста. Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний и умений индивида, полученных им в течение своей жизни и используемых в профессиональной деятельности. В экономике знаний требования к специалисту повышаются, т.к. теперь необходимы не только профессиональные знания и умения, но и наличие таких качеств, как ответственность, внутренняя свобода, уверенность в себе, коммуникабельность, умение и желание работать в команде, инициативность и социально-культурная грамотность. Перечисленные свойства обозначили характеристики университета, имеющего или способного создать условия для формирования таких свойств человеческого капитала. В настоящее время различают несколько моделей университетов (атлантическая, континентальная и другие), каждая из которых имеет свою специфику в подготовке специалиста, что в результате и определяет его профессиональные свойства. Это актуализирует проблему выявления моделей учреждений высшего образования, которые позволят повысить качество человеческого капитала и конкурентоспособность российской системы высшего образования в условиях цифровой экономики.

 Ключевые слова: модель университета, характеристики человеческого капитала в цифровой экономике, характеристика современных моделей университетов.

 

Литература:

  1. Алексеева И.А. Воспроизводство человеческого капитала высших учебных заведений // Экономика образования. — 2018. — №2. – С. 41-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32717661
  2. Боуэн Уильям Г. Высшее образование в цифровую эпоху: перед. с анг. Д. Кралечкина, — М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2018. – 222 с.
  3. Ванштайн В. Две модели образовательных систем. Континентальная и атлантическая // Московская высшая школа социальных наук. — 2006. — №3. — С.321-352.   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30059520
  4. Воейкова О.Б. Место и роль высшей школы в мировом инновационном пространстве// Экономика образования. — 2017. — №5. – C. .89-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30080768
  5. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б.К.Кларк и Й. Уисена // Высшее образование в России. — 2016. — №8-9(204). – С .40-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26690416
  6. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: филосовско — методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Том 21. — №1. — С.16-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28823193
  7. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет фронтира: на пути к новому поколению институтов развития // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Том21. — №6. — С.6-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32399823
  8. Измалкова С.А., Тронина И.А. Концепция управления инновационным развитием интегрированных образований в условиях системности, нелинейности трансформации сущности экономики знаний // Дайжист-финансы. — 2015.- №4. — С.40-52 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24343321
  9. Карпов А.О. Университет 3.0-социальные миссии и реальность //Социологические исследования. — 2017. — №9. — С.114-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29966511
  10. Козлова О.А., Пономарева О.Н. Комплексный подход к моделированию системы управления научно-образовательным потенциалом вуза // Экономическая теория. — 2017. — №4. — С.243-252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30684930
  11. Кортов С.В. Университеты 3.0: опыт УрФУ [Электронный ресурс] URL: http://wwwС.Кортов-УрФУ.pdf (Дата обращения 20.10.2019)
  12. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие// Университетское управление: практика и анализ. — 2017. – Том 21. — №5. — С.64-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30797373
  13. Кроу М., Дэбарс У. Модель Нового американского университета: пер.с анл. М. Рудакова /под науч. ред. М. Добряковой. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 440с.
  14. Лебедева Ю.И. Выполнение государственных программ развития образования на региональном уровне // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2017. — №3(76). — C. 230-234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30523988
  15. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний [Электронный ресурс] URL: http: mysocrat.com (Дата обращения 20.10.2019)
  16. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0. // Мир науки». — 2017. – Том 5. — №4.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30279919
  17. Пак Ю.Н., Нугужумов Ж.С., Пак Д.Ю., Иманов М.О. Инновационно -предпринимательский университет как новая социально-экономическая модель высшей школы // Экономика образования. — 2017. — №6. — С. 13-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30694569
  18. Пономарева О.Н. Методы, обеспечивающие развитие инновационной активности современных моделей университетов (1.0-4.0) // Вопросы теории и практики инновационного развития науки и образования: монография / Под общ.ред.Г.Ю. Гуляева. — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2018. – 194 с.
  19. Филин С.А., Кузина А.А. Принципы управления инновационной деятельностью предприятий в России при переходе к цифровой экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — Т.14. — №3. — С. 507-519. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32574982
  20. Черникова Л.И., Фаизова Г.В., Голина С.И. Новая архитектура высшего образования в контексте цифровизации России // Экономика образования. — 2018. — №4. -С.43-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32574982

 

Библиографическая ссылка:

Пономарева О.Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 344-353. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.31