ISSN 2409-7616

Рыкова Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Елена Анатольевна Рыкова — доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУ «Федеральный институт развития образования» (Россия, Москва),E- mail: e_rykova@inbox.ru

 Аннотация. В статье  актуализируется значимость среднего общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего  звена, освещается законодательная и нормативно-методическая база, регламентирующая организационные и содержательные аспекты, анализируются  проблемы преподавателей и обучающихся, показана  взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов  общего образования и профессионального образования при отборе и реализации содержания среднего общего образования в пределах освоения профессиональных образовательных программ на базе основного общего образования – программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС), программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Автор подчеркивает, что освоение обучающимися ППКРС, ППССЗ на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования не означает автоматического получения студентами аттестата о среднем общем образовании. В соответствии с ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся по образовательным программам СПО, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА), которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования.

Ключевые слова: среднее общее образования, квалифицированные рабочие, специалисты среднего звена, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные образовательные программы.

 

Литература:

  1. Воевода Е.В., Воленко О.И. О традициях в национальной научной культуре: новое лицо России или чужое отражение? // Педагогика и психология образования. 2017. — № 2. — С. 80-84.
  2. Воленко О.И. К вопросу о педагогических парадигмах современного профессионального образования специалистов социальной сферы // Инновации в образовании. 2010. — № 7. — С. 3.
  3. Воленко О.И., Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество как часть целостного учебного процесса в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. — № 1. — С. 3-5.
  4. Володин Р.В., Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л. О необходимости формирования оптимальной социально-философской основы российского образования // European Social Science Journal. 2015. — № 2 (53). — С. 77-86.
  5. Дидактическая структура образовательной программы начального и среднего профессионального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по образованию; ФГНУ «Институт развития профессионального образования». – М.: 2005.
  6. Егорычев А.М. Современная российская система образования: контекст духовных традиций // Современные научные исследования. 2012. — № 6 (3). — С. 7-14.
  7. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2013. — № 7. — С. 129-141.
  8. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3. — С. 15.
  9. Егорычев А.М., Дайкер А.Ф. Тенденции и социокультурные реалии XVIII-XIX веков: особенности становления отечественного образования // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. — С. 12.
  10. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д. К формированию идеологических основ российского образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. — № 3 (130). — С. 117-126.
  11. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: Учебное пособие. — М., 2016. – 120 с.
  12. Мардахаев Л.В., Цуникова Т.Г. Методологические основы формирования социально-адаптивной составляющей профессиональной подготовки в высшей школе // ЦИТИСЭ. 2015. — № 2. — С. 31.
  13. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  14. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986). – М.: Педагогика, 1987.
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. – http://base.garant.ru
  17. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.
  18. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов. 2015. — № 1. — С. 71-75.
  19. Федосеева И.А Роль российского государства в становлении и развитии социального воспитания // Социальная политика и социология. 2012. — № 8 (86). — С. 117-124.
  20. Экзамен по математике при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программ НПО/СПО / Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАУ «Федеральный институт развития образования». – М., 2012.
  21. Экзамен по русскому языку при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программ НПО/СПО / Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАУ «Федеральный институт развития образования». – М.: 2012.
  22. Egorychev A.M., Khoroshilova S.P., Sklyomina O.A., Minakova E.S., Kostina E.A. Students’ academic mobility in the russian educational environment // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. — № 4 (32). — С. 29-38.