ISSN 2409-7616

Ракишева Г.М.

ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА «ТРАНСКУЛЬТУРА» В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

Гульмира Мадиевна Ракишева — докторант философии (PhD), 6D012300 – Социальная педагогика и самопознание, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан); E-mail:  gulmira_rakisheva@mail.ru

 Аннотация. Рассмотрены вопросы, касающиеся: глобализации современного мирового сообщества; социокультурной ситуации в современном Казахстане, его перспективах социального развития; политологическому анализу межэтнической толерантности; необходимости обоснования национальных ценностей на базе общечеловеческих, выработку основ культурного диалога между Западом и Востоком; роли конструктивного сотрудничества между системами высшего образования разных стран, др. На большом историческом и современном теоретическом материале, автор определяет истоки тех существующие тенденций мирового сообщества, которые сегодня определяют его развития. Приходит к выводу о том, что современные тенденции и процессы ведут к изменениям в поведении человека по отношению не только к природе, но и относительно взаимоотношений людей, что является огромным шагом вперед, к построению новой цивилизации. Считает, что мировые процессы, оказывают влияние на все процессы казахстанского общества, которому остро  необходимо принятие транскультурного образования. Это позволит развить интегральное самосознание каждого человека казахстанского общества в условиях реального диалога/полилога равных культур. Именно формирование транскультурной личности будет неким спусковым механизмом для трансформации «Я», который в свою очередь даст импульс для воспитания сознательной свободы каждого обучаемого и адекватных средств ее самовыражения.

Ключевые слова: транскультура, глобализация, мировое сообщество, инновационные преобразования, гуманитарное образование, интегральное мировоззрение.

 

Литература:

  1. Абибулаева А.Б., Ракишева Г.М., Стукаленко Н.М. Теоретические предпосылки возникновения в образовании феномена «транскультура» // Хабаршы – Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. 2016.- №3 (116). — С. 7-11.
  2. Актуальность транскультурного подхода в условиях интеграции в евразийское образовательное пространство // Доклады Казахской Академии образования. — Астана, 2016. — С. 83-92.
  3. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Монография. — Алматы: КазНПУ им. Абая. – Изд-во «КИЕ», 2012. – 256 с.
  4. Байпаков К.М. Великий Шелковый путь (на территории Казахстана). – Алматы: «Адамар», 2007. – 496 с.
  5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979. – 126 с.
  6. Бердагулова С.К. Евразийство: теория и практика: краткий курс лекций. – Алматы: Эверо, 2015. – 184 с.
  7. Библер В.С. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. – URL: http://www.bibler.ru/bim_bakhtin.html#d_i_k (дата обращения: 21.01.2016).
  8. Васейко Е.А. Концепции самобытности в латиноамериканской философии 50-70-х гг. — автореферат на соискание уч. степени канд. филос. наук, 1994 г., 26 с. URL: http://cheloveknauka.com/v/442567/a?#?page=4 (дата обращения: 12.01.2016).
  9. Вернадский В.И. «Биосфера и ноосфера». – М.: Айрис Пресс, 2007.- 576 с.
  10. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. — 520 с.
  11. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии, URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 13.01.2016).
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. – М., 1999. — 315 с.
  13. Гайсина Г.И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: монография. — Уфа: Вагант, 2007. — 304 с.
  14. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. -704 с.
  15. Глобалистика: Энциклопедия / ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. — Центр научных и прикладных программ «Диалог». – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. — 1328 с.
  16. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gumil1/index.php, (дата обращения: 12.01.2016).
  17. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3(3). — С. 15.
  18. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2013. № 7. С. 129-141.
  19. Егорычев А.М. Современная высшая школа: истинные цели и задачи в условиях информационно-технологической эпохи // Ученые записки РГСУ, 2017. — № 3. – С. 108-115.
  20. Егорычев А.М. Образование в системе общественного развития // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: матер. Междун. научн.-практ. конф. (16-17.03.2017, Москва, МГОУ) / Под ред. Е.И. Артамоновой. В 2-х ч. Часть I. — М.: МАНПО, 2017. – С. 46-52.
  21. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. т. 1. – Алматы: Атамура, 2010. – 544 с.
  22. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Выступления и доклады. – СПб: Изд. группа «Лениздат», «Команда А», 2014. — 384 с.
  23. Мамытова С. Исторический фундамент евразийского единств http://www.cisnews.org/news/5512-istoricheskiy-fundament-evraziyskogo-edinstva (Дата обращения: 10.01.2016).
  24. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Егорычев. — М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  25. Мардахаев Л.В. Педагог, его место и роль в образовательной организации // Профилактика зависимостей: учеб.-метод. электр. журнал. – 2015. — № 3. – С. 187-195.
  26. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. -№ 1(1). — С. 16.
  27. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебно-методические материалы. – М., 2003.
  28. Наследие Аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения: коллективная монография / под ред. З.К. Шаукеновой. –Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. — 323 с.
  29. Назарбаев Н.А. и Евразийство: сб. избранных выступлений, интервью и статей Главы государства / Под ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Фолиант, 2012. – 424 с.
  30. Педагогический терминологический словарь. — URL http://pedagogical_dictionary.academic.ru/181 (дата обращения: 04.01.2016).
  31. Ракишева Г.М. Перспективность развития транскультурного подхода в образовании в свете возрождения традиций Великого Шелкового Пути // Диалог культур стран Великого Шелкового Пути: сб. матер. МНМК. — Турция, Эрзурум, 2016. — С. 492-493.
  32. Сборник избранных выступлений, интервью и статей Главы государства. — Астана: iFoliant, 2012. — 429 с.
  33. Соммэр Д.С. МоральXXI века / пер. с исп. — М.: Изд-во «Кодекс», 2013. – 480 с.
  34. Солонцова Л.П., Степанова Н.М. Парадигма трансформации современной методической науки // Педагогический вестник Казахстана. 2013. — № 01. — 101 с.
  35. Тоффлер Э. Третья волна. Электронная публикация: Royallib.ru-URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php (дата обращения 23.11.2015).
  36. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре. – URL: http://www.hrono.ru/statii/turan_ru (дата обращения: 08.01.2016).
  37. Тугжанов Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ. – Диссерт. на соиск. уч. степени докт. полит. н. — Астана, 2010.
  38. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр.; ред. Бр. Левченко.- К.: Ника-Центр, Вып. 1, 1996. — 208 с.
  39. Эгрон-Полакс Э. Интернационализация высшего образования: тенденция на сближение или на расхождение? // Международное высшее образование – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ, 2014. — №76.
  40. Kupzok K. Zitatensammlung zu den Begriffen Transkulturalität, transkulturelles Lernen und transkulturelle Kompetenzen.-Halle/Saale: Friedenskreis Halle e.V., 2010. — 12 с.
  41. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Egorychev A.M., Khovanskaya E.A. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference. — CILDIAH, 2017. — С. 187-193.
  42. Seitbattalova A.S. Information Support of the Professional Training of Educational Psychologists: Implementation and Development Prospects / Egorychev А., G. Akhtian, , Y.V. Chelysheva, I.D. Levina. — Man In India, 2017, №97 (16). – S. 199-212.
  43. Mityaeva A.M. Interethnic communication and interaction of students in their professional training / Puzankova E.N., Egorychev A.M. Fomina S.N., Pravdyuk V.N. — Social Sciences. — 2016. — № 11. – С. 856-861.