ISSN 2409-7616

Симачева Н.С.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ, ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Наталья Сергеевна Симачева — аспирант кафедры специальной и клинической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, SPIN-код: 2960-1896, AuthorID: 919896, e-mail: vvedra@mail.ru, (Россия, Москва)

Аннотация. Предметом нашего исследования является формирование эффективной мотивации к обучению подростков с легкой умственной отсталостью. Объект исследования — мотивация к обучению подростков с легкой умственной отсталостью. Целью нашего исследования является изучение факторов, которые влияют на мотивацию умственно отсталых школьников. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования:1) Метод наблюдения (по карте наблюдения П. Гола и Г. И. Щукиной)2) Метод беседы — диагностика мотивационной сферы «Лесенка уроков»3) Статистические методы: Критерий Манна-Уитни и критерий ф* Фишера. Для обработки результатов использовались статистические пакеты SPSS 11.0 и Excel 2000. Основным вкладом автора является выделение факторов, оказывающих влияние на эффективность мотивации к обучению подростков с легкой умственной отсталостью: 1) Подростки с умственной отсталостью предпочитают авторитарный стиль обучения и воспитания.2) Интерактивный урок является важным условием эффективности школьного обучения данной категории.

Ключевые слова: мотивация, интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость, учебный процесс, обучение, подростковый возраст, школьники, особые потребности, интерактивный урок, взаимодействие с учителем.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. – 2007-№ 3.–С.64–81.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.–448с.
  4. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010–78с.
  5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. — 367с
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245с.
  7. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672
  8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 192с
  9. Матвеева М. В., Станпакова С. Д. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54726.htm.
  10. Резанцева М. О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников: дайджест // Мир психологии – 2005– N2.– С. 249–254.
  11. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. 2000,с.87.
  12. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
  13. Фролова Н. А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // Нач. шк. – 2006. – № 2. – С. 50–51.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986. – 392с.
  15. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Нач. шк. – 2007. – № 2. – С. 18–19.