ISSN 2409-7616

Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ И ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УДК 378.011.3-51:54

Зинченко В.О.1 (Луганск, Россия) — metelskayvika@mail.ru; Полупаненко Е.Г.1 (Луганск, Россия) — aktiniua@mail.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Исходя из запросов российского государства и общества в ускоренном инновационном развитии и обеспечении технологического суверенитета актуализирована проблема непрерывной практико-ориентированной методической подготовки учителя химии и его дальнейшего сопровождения как залога качества химического образования граждан и их способности применять полученные знания для решения широкого спектра задач жизнедеятельности. Проведенный анализ существующих наработок выявил необходимость решения проблемы непрерывной практико-ориентированной подготовки учителя химии и их дальнейшего сопровождения во взаимодействии педагогического вуза и общеобразовательных организаций, что потребовало теоретического обоснования и разработки соответствующей модели, определив цель данного исследования. В ходе научного поиска использованы методы анализа, синтеза, обобщения, аналогии и педагогического моделирования, а также ведущие положения системного, комплексного и компетентностного методологических подходов. Это позволило разработать модель организации непрерывной практико-ориентированной методической подготовки будущих учителя химии и их дальнейшего сопровождения в состав которой вошли концептуально-целевой, организационно-субъектный, содержательно-технологический и оценочно-результативный компоненты. Все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Концептуально-целевой блок модели уточняет образовательный запрос государства и общества к непрерывной практико-ориентированной методической подготовке учителя химии, цели, задачи и научные основы ее организации. Организационно-субъектный блок описывает организационные основы и основных участников непрерывной практико-ориентированной методической подготовки учителя химии и его дальнейшего сопровождения. Содержательно-технологический компонент характеризует этапы, механизмы и инструменты методического роста учителя химии. Оценочно-результативный компонент уточняет те основные критерии, которые характеризуют эффективность организации методической подготовки и ее результативность.

Ключевые слова: будущие учителя химии, непрерывная методическая подготовка, практико-ориентированное обучение, педагогический вуз, общеобразовательная организация, модель.

Список источников:

  1. Аржакова М.И., Егорова К.Е. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональной компетентности при подготовке будущих учителей химии // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. URL: https://www.elibrary.ru/ttsznm
  2. Барматина И.В., Варакута А.А., Марущак Е.Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 212–227. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210410   
  3. Белов С.В., Белова И.В., Крылова Ю.А. Инновационное взаимодействие вуза и школы в рамках совместной организации проектной деятельности студентов педагогических направлений подготовки и обучающихся общеобразовательных организаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 6. URL: https://www.elibrary.ru/kobyfn
  4. Белохвостов А.А, Аршанский Е.Я. Организация непрерывной методической подготовки учителя химии к работе в условиях информатизации образования: от теории к практике // Университетский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 24–29. URL: https://www.elibrary.ru/auemha
  5. Виноградов В.В., Кочнева Л.Ф., Платонова О.А. О взаимодействии школы и вуза в рамках профильного инженерного образования. Мир транспорта. 2019. № 17 (2). С. 254–259. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-2-254-259
  6. Диких Э.Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/setfsp
  7. Жадаев Ю.А., Бурякова Т.С. Модель взаимодействия субъектов системы «вуз-школа» в процессе педагогической практики студентов // Педагогическое образование в России. 2024. № 5. С. 318–327. URL: https://www.elibrary.ru/jkxqwx
  8. Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г. Изучение развития химического образования школьников в советской России: методологический аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022. № 4 (37). С. 179–185. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-179-185
  9. Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 151–156. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-151-156
  10. Малёв А.В. Модель методической подготовки преподавателя иностранного языка в условиях непрерывного педагогического образования // Филологическое образование. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (45). Ч. I. C. 148–150. URL: https://www.elibrary.ru/tiqsfd
  11. Малова И.Е. Научно-методическое сопровождение педагога в школе и в вузе // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2022. № 2 (131). С. 16-21. URL: https://www.elibrary.ru/eowvyo
  12. Мельникова Г.Ф., Гильманшина С.И., Сагитова Р.Н. Инновационный компонент подготовки учителей в условиях трансформации естественнонаучного образования (на примере учителей химии) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.26854
  13. Фидарова М.Г. Модель системы непрерывной подготовки учителя информатики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 65–67. URL: https://www.elibrary.ru/sgzpnh
  14. Шевченко Н.Н., Колесов В.И., Смолонская А.Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 206–216. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-6-99-18
  15. Яковлева Н.О., Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3 (11). С. 29–38. DOI: 10.55523/27822559_2023_3(11)_29  
  16. Bekturganova Z.K. Problem-integrative of the teacher of chemistry methodological training in teaching // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2023. Vol. 11, No. 3. P. 7–11.
  17. Kamolova N.Ib., Daminova G.B. Improving professional methodical training for future chemistry teachers using creative methods // International Journal on Integrated Education. 2020. Vol. 3, No 10. P. 6–8. DOI: 10.31149/ijie.v3i10.649
  18. Melikuziyeva G.K. Methodological Aspects of Training of Future Chemistry Teachers // American Journal of Alternative Education. 2024. Vol. 1. No 2. P. 5–8.
  19. Raxmonova D.Q.Improving the methodology of preparing a future chemistry teacher for professional activity in a modern educational environment // Analysis of International Sciences. 2023. Vol. 1 No. 3. P. 51-53.
  20. Shomurotova Sh.K. Improving methodological training of future chemistry teachers based on integrated education // Web of Teachers: Inderscience Research. 2023. Vol. 1, Issue 9. P. 124–127.

Библиографическая ссылка: Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г. Теоретическое обоснование и разработка модели организации непрерывной практико-ориентированной методической подготовки будущих учителей химии и их дальнейшего сопровождения // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 670-682.