Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ И ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УДК 378.011.3-51:54
Зинченко В.О.1 (Луганск, Россия) — metelskayvika@mail.ru; Полупаненко Е.Г.1 (Луганск, Россия) — aktiniua@mail.ru
1Луганский государственный педагогический университет
Аннотация. Исходя из запросов российского государства и общества в ускоренном инновационном развитии и обеспечении технологического суверенитета актуализирована проблема непрерывной практико-ориентированной методической подготовки учителя химии и его дальнейшего сопровождения как залога качества химического образования граждан и их способности применять полученные знания для решения широкого спектра задач жизнедеятельности. Проведенный анализ существующих наработок выявил необходимость решения проблемы непрерывной практико-ориентированной подготовки учителя химии и их дальнейшего сопровождения во взаимодействии педагогического вуза и общеобразовательных организаций, что потребовало теоретического обоснования и разработки соответствующей модели, определив цель данного исследования. В ходе научного поиска использованы методы анализа, синтеза, обобщения, аналогии и педагогического моделирования, а также ведущие положения системного, комплексного и компетентностного методологических подходов. Это позволило разработать модель организации непрерывной практико-ориентированной методической подготовки будущих учителя химии и их дальнейшего сопровождения в состав которой вошли концептуально-целевой, организационно-субъектный, содержательно-технологический и оценочно-результативный компоненты. Все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Концептуально-целевой блок модели уточняет образовательный запрос государства и общества к непрерывной практико-ориентированной методической подготовке учителя химии, цели, задачи и научные основы ее организации. Организационно-субъектный блок описывает организационные основы и основных участников непрерывной практико-ориентированной методической подготовки учителя химии и его дальнейшего сопровождения. Содержательно-технологический компонент характеризует этапы, механизмы и инструменты методического роста учителя химии. Оценочно-результативный компонент уточняет те основные критерии, которые характеризуют эффективность организации методической подготовки и ее результативность.
Ключевые слова: будущие учителя химии, непрерывная методическая подготовка, практико-ориентированное обучение, педагогический вуз, общеобразовательная организация, модель.
Список источников:
- Аржакова М.И., Егорова К.Е. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональной компетентности при подготовке будущих учителей химии // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. URL: https://www.elibrary.ru/ttsznm
- Барматина И.В., Варакута А.А., Марущак Е.Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 212–227. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210410
- Белов С.В., Белова И.В., Крылова Ю.А. Инновационное взаимодействие вуза и школы в рамках совместной организации проектной деятельности студентов педагогических направлений подготовки и обучающихся общеобразовательных организаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 6. URL: https://www.elibrary.ru/kobyfn
- Белохвостов А.А, Аршанский Е.Я. Организация непрерывной методической подготовки учителя химии к работе в условиях информатизации образования: от теории к практике // Университетский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 24–29. URL: https://www.elibrary.ru/auemha
- Виноградов В.В., Кочнева Л.Ф., Платонова О.А. О взаимодействии школы и вуза в рамках профильного инженерного образования. Мир транспорта. 2019. № 17 (2). С. 254–259. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-2-254-259
- Диких Э.Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/setfsp
- Жадаев Ю.А., Бурякова Т.С. Модель взаимодействия субъектов системы «вуз-школа» в процессе педагогической практики студентов // Педагогическое образование в России. 2024. № 5. С. 318–327. URL: https://www.elibrary.ru/jkxqwx
- Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г. Изучение развития химического образования школьников в советской России: методологический аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022. № 4 (37). С. 179–185. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-179-185
- Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 151–156. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-151-156
- Малёв А.В. Модель методической подготовки преподавателя иностранного языка в условиях непрерывного педагогического образования // Филологическое образование. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (45). Ч. I. C. 148–150. URL: https://www.elibrary.ru/tiqsfd
- Малова И.Е. Научно-методическое сопровождение педагога в школе и в вузе // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2022. № 2 (131). С. 16-21. URL: https://www.elibrary.ru/eowvyo
- Мельникова Г.Ф., Гильманшина С.И., Сагитова Р.Н. Инновационный компонент подготовки учителей в условиях трансформации естественнонаучного образования (на примере учителей химии) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.26854
- Фидарова М.Г. Модель системы непрерывной подготовки учителя информатики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 65–67. URL: https://www.elibrary.ru/sgzpnh
- Шевченко Н.Н., Колесов В.И., Смолонская А.Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 206–216. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-6-99-18
- Яковлева Н.О., Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3 (11). С. 29–38. DOI: 10.55523/27822559_2023_3(11)_29
- Bekturganova Z.K. Problem-integrative of the teacher of chemistry methodological training in teaching // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2023. Vol. 11, No. 3. P. 7–11.
- Kamolova N.Ib., Daminova G.B. Improving professional methodical training for future chemistry teachers using creative methods // International Journal on Integrated Education. 2020. Vol. 3, No 10. P. 6–8. DOI: 10.31149/ijie.v3i10.649
- Melikuziyeva G.K. Methodological Aspects of Training of Future Chemistry Teachers // American Journal of Alternative Education. 2024. Vol. 1. No 2. P. 5–8.
- Raxmonova D.Q.Improving the methodology of preparing a future chemistry teacher for professional activity in a modern educational environment // Analysis of International Sciences. 2023. Vol. 1 No. 3. P. 51-53.
- Shomurotova Sh.K. Improving methodological training of future chemistry teachers based on integrated education // Web of Teachers: Inderscience Research. 2023. Vol. 1, Issue 9. P. 124–127.
Библиографическая ссылка: Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г. Теоретическое обоснование и разработка модели организации непрерывной практико-ориентированной методической подготовки будущих учителей химии и их дальнейшего сопровождения // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 670-682.


