ISSN 2409-7616

Ивлева М.И., Каргаполова Е.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «ШКОЛА – ВУЗ – РАБОТА» В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

УДК 377                                                                                                                      

Ивлева М.И.1 (Москва, Россия) — stm602@yandex.ru; Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — k474671@list.ru

1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Аннотация. Эффективность реализации профессионально-образовательной траектории «школа – вуз – работа» в современном обществе во многом зависит от социального партнерства «образовательная организация – работодатель». Цель данной работы – проанализировать представления работодателей о профессионально-образовательной траектории «школа – вуз – работа» в современной России. Основной исследовательский метод – опрос (интервью) экспертов из представителей руководящего звена, руководителей, сотрудников кадровых служб организаций. Опрос проведен в ходе реализации исследовательского проекта по тематическому плану Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Организация и проведение комплексных социологических исследований молодежи (в возрасте 14–35 лет)» по теме «Вуз – место реализации потенциала молодёжи. Экосистема «школа – вуз – работа», исполнителем которой в 2022 г. являлся Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. По результатам исследования показано, что эксперты фиксируют вариативность образовательных траекторий «школа – работа». Определено, что высшее образование уже не является обязательным элементом профессионально-образовательных траекторий. Выявлены положительные и негативные стороны системы вузовского и среднего специального образования в мнениях экспертов. Определены причины недостаточной востребованности механизмов целевого набора в рекрутировании молодых специалистов работодателями.

Ключевые слова: профессионально-образовательная траектория, школа, вуз, работа, работодатели.

Список источников:

  1. Александров А.Ю. Образовательная услуга в формировании производительных сил общества // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2016. № 2 (44). С. 113-117. URL: https://elibrary.ru/wezvpr
  2. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Партнерские практики в организации внутрифирменного обучения: теоретический аспект // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2023. № 1. С. 277-287. URL: https://elibrary.ru/kskpro
  3. Бабич Н. С., Иващенкова Н. В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 1. С. 68–80. URL: https://elibrary.ru/qcjzob
  4. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Концепция университетов мирового класса: время радикального пересмотра // Социальное пространство. 2022. Т.  8, № 3. С. 1-16. URL: https://elibrary.ru/mfvfgb
  5. Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Жамбеева З.З. Эмоционально-личностные детерминанты профессиональной идентичности старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. C. 66-84.
  6. Евсеев В.О., Пушкарева Н.Н. Влияние уровня жизни на компоненты мировоззренческого потенциала молодёжи // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 579-589. URL: https://elibrary.ru/ehkaca
  7. Евсеев В.О., Пушкарева Н.Н.) Особенности экономического поведения при выборе высшего учебного заведения // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 7-20. URL: https://elibrary.ru/msqvmv
  8. Заводчиков Д.П., Лебедева Е.В., Шаров А.А. Будущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентов // Образование и наука. 2024. № 26(5). С. 152–181. URL: https://elibrary.ru/sssmcg
  9. Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Кошкин А.П. Профессионально-образовательная траектория современного старшеклассника (по результатам фокус-групп в Москве и Подмосковье) // Социальное пространство. 2023. Т. 9, № 4. URL: https://elibrary.ru/zzgrlh
  10. Каргаполова Е.В., Немчинов В.М. О незападном образе восприятия неосязаемого капитала выпускниками. Что могло бы измениться в высшем образовании // Известия Российской академии образования. 2023. № 2(62). С. 56-64. URL: https://elibrary.ru/ismfya
  11. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 110-129. URL: https://elibrary.ru/bkjlyt
  12. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. Т. 60, № 1. С. 35-40. URL: https://elibrary.ru/vocbin
  13. Овчар Н.А., Ануфриева Е.В., Дулина Н.В. Особенности образовательной стратегии выпускников школ при поступлении в региональные вузы России // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 763-778. URL: https://elibrary.ru/pnygqs
  14. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 161-190. URL: https://elibrary.ru/sbljri
  15. Третьякова В.С. Сценарии прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 1. С. 54-81. URL: https://elibrary.ru/uqmvii
  16. Adisa T.A., Baderin M., Gbadamosi G. Understanding the trajectory of the academic progress of international students in the UK// Education + Training. 2019. Vol. 61 (9). P. 1100–1122. DOI: 10.1108/ET-08-2018-0177
  17. Gomez A.B., Pruaсo A.P., Cano J.M.N., Study of Educational Trajectories Through Biograms and Semantic Exploration, an Approach to Narrative Studies // International Journal of Qualitative Method. 2022. Vol. 21. P. 1–14. DOI: 10.1177/16094069221141
  18. Haas C., Hadjar A. Students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research // Higher Education. 2020. Vol. 79. P. 1099–1118. DOI: 10.1007/s10734-019-00458-5
  19. Klieba A.I., Bludova Y.O., Galushko N.A. Construction of an Individual Educational Trajectory as a Way to Reveal the Personal and Professional Potential of a Future Teacher // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9, No. 7. P. 73-83. DOI: 10.5430/ijhe.v9n7p73/.
  20. Luft J. A., Whitworth B. A. Reaching for the Future — Building a professional trajectory // Teaching & Learning. 2019. Vol. 1. P. 34-39.
  21. Sánchez D.C. [et al.] Academic trajectories analysis with a life-course approach: A case study in medical students // Cogent Education. 2022. Vol. 9. Issue 1. DOI: 10.1080/2331186X.2021.2018118

Библиографическая ссылка: Ивлева М.И., Каргаполова Е.В. Профессионально-образовательная траектория «школа – вуз – работа» в представлениях работодателей // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 734-743.