Шишлянников А.В., Петренко А.А.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА
УДК 37:013
Шишлянников А.В.1 (Рязань, Россия) — andreyshi85@bk.ru; Петренко А.А.2 (Рязань, Россия) — a.petrenko1@yandex.ru
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени В.Ф. Маргелова
2Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Аннотация. Готовность к исследовательской деятельности является важным условием качественной подготовки кадров в военной сфере, однако существующая система наставничества не всегда способна решить эту задачу. Анализ педагогических источников выявил наличие проблем в педагогическом сопровождении процесса подготовки курсантов к исследовательской работе, среди которых выделяются организационные особенности вуза, коммуникативные сложности наставников с обучаемыми, проявляющиеся в формальном подходе к наставничеству и отсутствие понимания истинных затруднений курсантов в исследуемом процессе. В связи с этим, целью данного является анализ существующих проблем в процессе формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности с позиции наставников и наставляемых. В результате экспериментальной работы по данной проблеме на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени В.Ф. Маргелова были выявление наиболее типичные проблемы курсантов с позиции их наставников (преподавателей, научных руководителей) и обучаемых. Количество обследуемых курсантов – 328 чел., преподавателей – 38. В результате было выяснено, что преподаватели обладают достаточно высокой мотивацией к исследовательской деятельности и проявляют готовность к ней. Преподаватели заинтересованы в наставничестве, высоко оценивают возможность сотрудничества с курсантами в области проведения исследований, однако недооценивают их возможности и уровень мотивации. В то же время для преподавателей характерна переоценка частоты встречаемости целого ряда проблем, которые, по их мнению, препятствуют полноценной исследовательской деятельности курсантов. Анализ результатов анкетирования обучающихся указывает на недостаточность заинтересованности курсантов в исследовательской деятельности, но при этом достаточно большую значимость наставника в этом процессе (например, проведение совместных исследований используется как предлог для взаимодействия со значимым педагогом). Объективная оценка проблем, с которыми сталкиваются курсанты при выполнении исследовательских работ, не всегда коррелирует с представлениями о них преподавателями, что говорит об отсутствии понимания объективной реальности выполнения исследований курсантами военного вуза. Теоретическая значимость статьи состоит в анализе и проблематизации полученных статистических данных относительно уровня мотивации к исследовательской деятельности и качества взаимоотношений с наставником у респондентов военного вуза. Впервые продемонстрировано несоответствие между оценкой исследовательской деятельности курсантов как преподавателями (наставниками), так и обучаемыми (наставляемыми). Практическая значимость состоит в выявлении типичных проблем в организации процесса формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности, что позволяет вносить эффективные коррективы в систему наставничества и разрабатывать перспективные направления педагогического сопровождения курсантов в форме наставничества (совершенствование межличностной коммуникации, применение дистанционных форматов взаимодействия, повышение мотивации курсантов к научно-исследовательской работе и другое).
Ключевые слова: наставничество, научно-исследовательская деятельность, курсанты военного вуза, готовность к исследовательской деятельности, мотивация.
Список источников:
- Абрамова П.А., Шаброва Н.В. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 3. С. 5–16. DOI: 10.15826/umpa.2023.03.019
- Безруков В.И., Абдеряхимова Г.Б. Проектирование модели вовлечения курсантов образовательной организации ФСИН России в исследовательскую деятельность посредством ресурсов проектного управления // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 4 (55). С. 77–83. DOI: 10.37523/SUI.2023.55.4.014
- Болдовская Т.Е., Девятерикова М.В. Учебно-исследовательская деятельность курсантов как средство активизации творческого и интеллектуального потенциала в рамках изучения дисциплины «Высшая математика» // Актуальные проблемы преподавания математических и естественно-научных дисциплин в образовательных организациях высшего образования. — Кострома: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, 2021. — С. 116–122. URL: https://elibrary.ru/oidzqg
- Бондарев С.П. Исследовательская работа курсантов как средство формирования готовности к профессиональной деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2024. № 3 (65). С. 115–120. URL: https://elibrary.ru/mcgzqt
- Буткевич С.А., Петрожицкая И.А. Особенности научной деятельности обучающихся в ведомственных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 86-2. С. 55–58. URL: https://elibrary.ru/orqpou
- Васильева А.Н., Басагысова А.И. Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 86-3. С. 66–68. URL: https://elibrary.ru/zcduim
- Воронина К.С., Писаренко О.В. Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса на основе института наставничества // Прогрессивная экономика. 2025. № 2. С. 31–44. DOI: 10.54861/27131211_2025_2_31
- Гумницкая А.С., Гумницкий М.Е., Маркина Н.В. Поступательная модель наставничества: структурные элементы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 3 (55). С. 97–107. DOI: 10.54509/22203036_2024_3_97
- Иванов И.В., Ходак В.Н. Формирование у курсантов исследовательских навыков в процессе курсовой работы // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 3 (3). С. 60–68. URL: https://elibrary.ru/jwjjbs
- Кондрашова О.В., Савостьянова Ю.И. Особенности организации научной работы курсантов на кафедре русского языка военно-технического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 98–102. DOI: 10.24158/spp.2021.4.16
- Крукович Н.П. Междисциплинарный подход в научно-исследовательской деятельности курсантов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025. № 2 (72). С. 233–236. DOI: 10.46845/2071-5331-2025-2-72-233-236
- Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Педагог и наставник – ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3 (112). С. 468–489. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489
- Павлова Л.Л., Филатова Е.Л. Анализ вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность в высших учебных заведениях // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024. Т. 17, № 2. С. 9–29. DOI: 10.31660/1993-1824-2024-2-9-29
- Плетнев Е.А. Специфические факторы формирования исследовательской компетентности курсантов вузов МВД России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17, № 3. С. 52–61. DOI: 10.21209/2658-7114-2022-17-3-52-61
- Плюхин А.Ю. Научно-исследовательская готовность как составляющая научной работы преподавателей в военном вузе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 132–142. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.12
- Плюхин А.Ю., Дмитриев А.И. Использование исследовательского метода преподавателями военных институтов в обучении курсантов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 1. С. 194–196. DOI: 10.46845/2071-5331-2021-1-55-194-197
- Романов Д.А., Ашурков И.С. Повышение педагогического мастерства: методика подготовки выпускной квалификационной работы курсанта к успешной защите // Вестник военного образования. 2024. № 5 (50). С. 101–103.
- Сердюк Н.В. Кого и зачем мы готовим сегодня в аспирантуре и адъюнктуре: проблемы и некоторые пути решения // Науковедческие исследования. 2025. № 1. С. 70–80. DOI:10.31249/scis/2025.01.05
- Серёжникова Р.К., Сухоруков В.Н. Методическое сопровождение научно-исследовательской работы как фактор формирования исследовательской компетентности курсантов // Высшее образование сегодня. 2021. № 2. С. 38–44. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.02.P.38
- Стенин С.В. Организация процесса воспитания дисциплинированности как ценностного отношения к человеку под руководством наставников // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 1 (9). С. 106–110. URL: https://www.elibrary.ru/wxoqla
- Ташпекова А.Т. Проблемы формирования исследовательских навыков у обучающихся в военно-учебных заведениях / А. Т. Ташпекова // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сборник научных статей XIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2021. – С. 211-215. URL: https://www.elibrary.ru/gggjtt
- Федоров О.Д., Ящук Н.Р. Онтологическая модель наставничества молодых учителей // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 38–49. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-38-49
- Шаховалова Е.Г. Педагогические условия формирования исследовательских компетенций обучающихся высшей школы (на примере Алтайского государственного института культуры) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 68. С. 250–257. DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-250-257
- Шишлянников А.В., Петренко А.А. Сущность и структура готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 200-212
- Chiriac O.G., Rostogol A., Agape A.G. The integral role of research and development in naval forces amidst emerging and disruptive military technologies // Land Forces Academy Review. 2024. Vol. 29, No. 2. P. 253–259. DOI: 10.2478/raft-2024-0027
- Nasir A.Q.A., Shah N.Z., Bakar E.W. [et al.] Critical thinking for cadets: military officer’s perceived definitions and its importance // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2024. Vol. 14, No. 6. P. 970–982. DOI: 10.6007/IJARBSS/v14-i6/21522
- Powell M., Townley D. The challenges and opportunities for academics in professional military education // Defence Studies. 2025. Vol. 25 (3). P. 1–18. DOI: 10.1080/14702436.2025.2467746
- Schkade I., Sadeghi-Bahmani D., Lang U.E. [et al.] Military values, military virtues, and vulnerable narcissism among cadets of the Swiss armed forces—results of a cross-sectional study // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2024. Vol. 14, No. 7. P. 2074–2086. DOI: 10.3390/ejihpe14070138
- Starenchenko Y.L., Dianova N.L., Mamayeva S.A. [et al.] Contribution of military science schools and areas of the military medical academy to development of Russian military psychology // Humanitarian Military Journal. 2025. Vol. 1, № 1. P. 17–30. DOI:10.17816/hmj646156
- Zueger R., Niederhauser M., Utzinger C. [et al.] Effects of resilience training on mental, emotional, and physical stress outcomes in military officer cadets // Military Psychology. 2023. Vol. 35, No. 6. P. 566–576. DOI: 10.1080/08995605.2022.2139948
Библиографическая ссылка: Шишлянников А.В., Петренко А.А. Проблемы педагогического сопровождения формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности в форме наставничества // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 744-758.


