ISSN 2409-7616

Бородина А.Н.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

Бородина А.Н.1 (Луганск, Россия) — borodina2205@bk.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Цифровая трансформация образования обусловлена развитием дистанционного обучения и внедрением специфических средств интеракции в образовательный процесс, способствуя формированию у студентов новых личностных и профессиональных качеств, актуальных для современного общества. В связи с этим, метакомпетентность выступает в качестве фундаментального компонента профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков, обеспечивая владение цифровыми инструментами, межкультурной коммуникацией и лингводидактическими навыками. Цель статьи заключается в выявлении и теоретическом обосновании методологических основ формирования метакомпетентности будущих учителей иностранных языков с использованием средств дистанционного обучения. Научная новизна исследования заключается в выявлении потенциала компетентностного, метапредметного, личностно-деятельностного и информационного подходов для эффективного формирования метакомпетентности будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования. На основе анализа позиций исследователей предложено авторское определение метакомпетентности будущих учителей иностранных языков. Представленные автором методологические подходы способствуют достижению цели методологического исследования данного научного феномена. Особое внимание в содержании статьи уделено обоснованию принципов, которые используются для реализации выше перечисленных методологических подходов. Автор приходит к выводу, что выявленные методологические подходы и принципы формируют основу для разработки педагогических условий, диагностики и методического обеспечения процесса формирования метакомпетентности будущих учителей иностранных языков средствами дистанционного обучения.

Ключевые слова: методологический подход, метакомпетентность будущих учителей иностранных языков, компетентностный подход, метапредметный подход, личностно–деятельностный подход, информационный подход.

Список источников:

  1. Аксенова И.Н. Методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 4. С. 880–896. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-4-880-896
  2. Алимсакаева Р.К., Айбазова М.Ю., Карасова А.А. Метапредметный подход к обучению как фактор профессионализации выпускников вузов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 1-1. С. 293–302. DOI: 10.34670/AR.2022.33.54.016
  3. Белкина А.П. Метапредметный подход в обучении иностранному языку для специальных целей / А.П. Белкина // Современные проблемы и перспективы развития науки и образования: Сборник научных тезисов и статей по материалам Международной научно-практической очно-заочной конференции. — Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. — С. 13–20. URL: https://elibrary.ru/zpuzmw
  4. Бородина А.Н. Метакомпетентность будущих учителей иностранных языков в контексте компетентностного подхода / А.Н. Бородина // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы ІV Международной научно-практической конференции. – Донецк: Донецкий государственный университет, 2025. — С. 228–235. URL: https://elibrary.ru/tavgei
  5. Бородина А.Н., Харченко Л.И. Педагогические условия формирования метакомпетентности будущих учителей иностранных языков средствами дистанционного обучения // Ценности и смыслы. 2024. № 2(90). С. 113–124. DOI:10.24412/2071-6427-2024-2-113-124
  6. Кокнова Т.А. Особенности студентоцентрированного обучения студентов-филологов // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. Образование. 2025. № 1(124). С. 48–55. URL: https://elibrary.ru/juthba
  7. Колин К.К. Информационный подход в методологии познания // Стратегические приоритеты. 2018. № 1(17). С. 94–111. URL: https://elibrary.ru/yvoylv
  8. Криштопа А.Н., Гребенникова В.М., Никитина Н. И. [и др.] Методологические подходы к процессу формирования в вузе профессиональной метакомпетентности будущих учителей // ЦИТИСЭ. 2023. № 4(38). С. 96–107. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.09
  9. Надолинская Т.В., Россинская С.А. Сущностные характеристики и структура метакомпетентности педагога в контексте интегрированного медиаобразования // Современные проблемы науки и образования. 2020.  № 2. С. 68. DOI: 10.17513/spno.29730
  10. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / И.В. Абакумова, С.В. Алехина, О.В. Андрюшкова [и др.]. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2020. — 612 с. URL: https://elibrary.ru/vslltj  
  11. Песоцкая С.А. Информационно-коммуникативный подход к преподаванию в вузе как требование времени (на материале курса «Современная зарубежная литература») // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309, № 3. С. 221-226. URL: https://elibrary.ru/hysmwv
  12. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, № 4. С. 82–90. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
  13. Сизова Е.В. Дидактические возможности метапредметного подхода в процессе иноязычной подготовки в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 48–52. URL: https://elibrary.ru/beznow
  14. Сизова Е.В. Развитие метакомпетентности преподавателя иностранного языка в условиях внедрения образовательного стандарта Федерального университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2–1. C. 202–205. URL: https://elibrary.ru/yodntj
  15. Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: / О.Ф. Турянская. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: National Research, 2023. – 268 с. DOI: 10.25726/v9855-2416-5919-n
  16. Хохленкова Л. А. Реализация идей деятельностного подхода в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 191–193. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1002-0051
  17. Шершнева В.А., Осипов М.В. Метакомпетентность в иерархии компетентностей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2020. № 1 (51). С. 80–89. DOI:  10.25146/1995-0861-2020-51-1-186
  18. Brown B.R. Meta-Competence: A Recipe for Reframing the Competence Debate. Personnel Review / B. R. Brown. — London: ASC. 1993. — P. 25–32. URL: 10.1108/EUM0000000000814
  19. Le Deist F.D., Winterton J. What Is Competence?  // Human Resource Development International. 2005. No.  8 (1), P. 27–46. URL: 10.1080/1367886042000338227
  20. Potts M., Le Hunt B.  Reframing resilience as a systemic issue: Meta competencies that transform individuals and learning ecologies // Systems Research and Behavioral Science. 2024. No. 41 (5). P. 750–760. DOI:10.1002/sres.3052
  21. Treve M. Comparative analysis of teacher-centered and student-centered learning in the context of higher education: A co-word analysis // Iberoamerican Journal of Science Measurement and Communication. 2024. No. 4 (2). P. 1–12. DOI:10.47909/ijsmc.117

Библиографическая ссылка: Бородина А.Н. Методологические основы формирования метакомпетентности будущих учителей иностранных языков средствами дистанционного обучения // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 830-839.