ISSN 2409-7616

Хисматулина Н.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ [In English]

УДК 378.16

Хисматулина Н.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — khisnatalya@yandex.ru

1Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация. Данное исследование посвящено актуальной проблеме повышения эффективности и качества профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов на примере специальности 40.05.03 Судебная экспертиза. С учетом условий динамично развивающейся образовательной среды, автором разработан и апробирован учебник нового поколения, призванный раскрыть высокий образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык». Работа с подобной учебной литературой требует от преподавателя иностранного языка не только владения предметными знаниями, но и понимания специфики, смыслов и ценностей профессиональной деятельности будущих судебных экспертов, принятия идеи выхода за пределы формирования исключительного предметных компетенций, осознания критичной значимости развития у обучающихся образовательной субъектности и критического мышления. Недостаточная методическая база в качестве ресурсной поддержки преподавателей создает риски для профессионального становления будущих специалистов. Ответом на эти вызовы стала попытка автора создать комплекс методических рекомендаций, детально раскрывающих требования, предъявляемые к современному преподавателю иностранных языков в профессиональном образовании, методологические основания иноязычной подготовки, ее дидактические принципы и методические приемы. Рекомендации охватывают такие аспекты, как организация предварительной подготовительной работы преподавателя, углубленное освоение научно-методологических, профессионально-специализированных иноязычных знаний, а также развитие цифровой грамотности. Предполагается, что предложенный свод рекомендаций послужит основой для повышения качества профессиональной деятельности самих преподавателей, что, в свою очередь, обеспечит эффективную организацию и реализацию профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих судебных экспертов.

Ключевые слова: методические рекомендации, учебно-методическое обеспечение, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, компетентностный подход, гуманитарно-антропологический подход, андрагогический подход, задачный подход, судебные эксперты.

Список источников:

  1. Хисматулина Н.В., Илакавичус М.Р. Английский язык: учебник / Том 2. — Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2023. — 176 с. URL: https://elibrary.ru/cwiedg
  2. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4 (19). С. 45-53. URL: https://elibrary.ru/snjtrd
  3. Журавлева О.Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 71. С. 261-268. URL: https://elibrary.ru/jvxybv
  4. Ванягина М.Р. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в системе военного образования в условиях цифровизации образовательной среды // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2019. № 7. URL: https://elibrary.ru/hhqkkw
  5. Гераскевич Н.В. Развитие метапредметных умений в иноязычном профессиональном образовании // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/vrguol
  6. Коблева А.Л., Морозова Т.П. Особенности профессионально-личностного развития педагогов в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. №6 (69). С. 208-217. DOI: 10.37493/2307-907X-2018-69-6-208-217
  7. Ефименко И.Н. Иностранный язык – гуманитарная составляющая профессионального образования // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 60-63. URL: https://elibrary.ru/ndomyx
  8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. №4 (4). С. 16-31. URL: https://elibrary.ru/qjqkqk
  9. Слободчиков В.И. Русская классическая школа — школа антропологической практики // Наука и школа. 2014. № 5. С. 21-30. URL: https://elibrary.ru/tbawpr
  10. Слободчиков В.И. Антропологический смысл профессионального образования (экспертное мнение) // Организационная психолингвистика. 2020. № 4 (12). С. 91-98. URL: https://elibrary.ru/imfank
  11. Илакавичус М.Р. Гуманитарно-антропологический подход в современных исследованиях профессионального образования // Образование и право. 2023. № 2. С. 291-295. URL: https://elibrary.ru/wsiqge
  12. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. №1 (1). С. 2-18. URL: https://elibrary.ru/rxqxhd
  13. Abetova D.S., Kontek A.M., Arinova D.Kh. Application of andragogy principles in teaching foreign language (using English as the example) // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Серия: Филология. 2024. Т. 148, № 3. С. 221-231.
  14. Masuram J., Sripada N. Developing spoken fluency through task-based teaching // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172. P. 623-630. DOI: 10.1016/j.procs.2020.05.080
  15. Ha N., Lộc N., Tuyen T. Task-based approach: an overview // European Journal of English Language Teaching. 2021. Vol. 7. P. 1-10. DOI: 10.46827/ejel.v7i1.4090
  16. Mäkiö E., Mäkiö J. Teaching critical thinking – a task-based approach: work in progress. International Conference on Technology and Innovation in Learning, Teaching and Education. — Cham: Springer, 2023. — P. 12-25. DOI: 10.1007/978-3-031-22918-3_20
  17. Pol A. Task-based approach in English language teaching and learning // International // Journal of English Learning & Teaching Skills. 2022. Vol. 4. P. 1-22. DOI:10.15864/ijelts.4205
  18. Орбодоева Л.М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 14 (700). С. 144-153. URL: https://elibrary.ru/tebrqr
  19. Сизова Е.В. Бермус А.Г. Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования // Научный диалог. 2017. № 12. С. 448-461. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-448-461
  20. Илакавичус М.Р. Гуманитарно-антропологический подход как основа организации профессионального воспитания представителей профессий служения // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 3 (49). С. 86-93. URL: https://elibrary.ru/xoiaio
  21. Стельмах А. А. Формирование ценностного отношения к профессии в образовательных организациях МЧС // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 4. С. 321-328. DOI: 10.34670/AR.2019.45.4.033
  22. Стил Дж. Л., Мередит К. С., Темпл Ч. [и др.] Основы критического мышления: междисциплинарная программа. — М: «Открытое общество», 1997. — 88 с.
  23. Шабалин Ю.Е., Шалыгина И.В. Гуманитарный потенциал теории содержания общего среднего образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 3 (39). С. 55-64. URL: https://elibrary.ru/ytfcfj
  24. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г., Калашников В.Г. [и др.] Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А.А. Вербицкого. – Москва, СПб: Нестор-История, 2018. — 413 с.
  25. Sablic M., Mirosavljevic A. Implementing flipped classroom in the digital learning environment // Education and Self-Development. 2024. Vol. 19, No. 1. P. 38-49. DOI: 10.26907/esd.19.1.04

Библиографическая ссылка: Хисматулина Н.В. Методические рекомендации для преподавателей высшей школы по реализации учебно-методического обеспечения профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих судебных экспертов // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 768-780.