Козачек А.В., Костикова Ю.В., Денисова Д.А., Леванова Н.Г.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Козачек А.В.1 (Тамбов, Россия) — avkozachek@list.ru; Костикова Ю.В.2 (Москва, Россия) — julkostikova@mail.ru; Денисова Д.А.3 (Москва, Россия) — dina_d_05@mail.ru; Леванова Н.Г.4 (Тольятти, Россия) — lewanowa.natalya@yandex.ru
1Тамбовский государственный технический университет
2Московский государственный университет управления
3Российский государственный социальный университет
4Тольяттинский государственный университет
Аннотация. Целью статьи является анализ развития форм и методов обучения студентов с использованием искусственного интеллекта. Учитывая быстрое развитие цифровых технологий и необходимость обеспечения качественного и доступного образования, проблема влияния ИИ на формы и методы обучения является чрезвычайно актуальной и важной для дальнейшего совершенствования образовательных процессов. В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности обучения с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Исследованы теоретические и практические подходы к использованию ИИ для персонализации учебного процесса, автоматизации оценивания и поддержки обучения студентов в режиме реального времени. Обоснована важность интеграции ИИ в образовательный процесс для повышения доступности и качества образования. В статье осуществлен анализ влияния использования ИИ на процесс обучения, которое состоит, в том числе, в оптимизации образовательных программ и уменьшении нагрузки на преподавателей. Определены основные преимущества использования ИИ в процессе обучения студентов. Установлено, что эффективное внедрение ИИ в учебный процесс требует решения ряда проблем, а также подготовки преподавателей к работе с технологиями ИИ. Перспективным направлением дальнейших исследований является исследование возможности ИИ для поддержки студентов с ограниченными образовательными возможностями или тех, кто находится в условиях ограниченного доступа к традиционному образованию.
Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), формы обучения, методы обучения, образовательные технологии, развитие образовательной среды.
Список источников:
- Хадасевич Н.Р. Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков труда организаций в процессах формирования трудового потенциала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 1 (73). С. 26. URL: https://www.elibrary.ru/tipxvx
- Aгаев Ф.Т., Mаммадова Г.А., Mеликова Р.Т. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: пути повышения ее эффективности // Открытое образование. 2023. Т. 27, № 4. С. 4–16. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-4-4-16
- Gafurov I.R., Safiullin M.R., Akhmetshin E.M. [et al.] Change of the higher education paradigm in the context of digital transformation: From resource management to access control // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9, No 3. P. 71–85. DOI: 10.5430/ijhe.v9n3p71
- Abduvakhidov A.M., Mannapova E.T., Akhmetshin E.M. Digital development of education and universities: global challenges of the digital economy // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, No. 1. P. 743–760. DOI: 10.29333/iji.2021.14145a
- Denning P.J., Denning D.E. Dilemmas of artificial intelligence // Communications of the ACM. 2020. Vol. 63, No. 3. P. 22–24. DOI: 10.1145/3379920
- Карабанова О.А. Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 4–22. DOI: 10.11621/vsp.2020.03.01
- Босов А.В. Применение самоорганизующихся нейронных сетей к процессу формирования индивидуальной траектории обучения // Информатика и ее применения. 2022. Т. 16, № 3. С. 7–15. URL: https://www.elibrary.ru/jvzxbi
- Aktay S. The usability of images generated by artificial intelligence (AI) in education // International Technology and Education Journal. 2022. Vol. 6, No. 2. P. 51–62.
- Alhumaid K., Naqbi S., Elsori D. The adoption of artificial intelligence applications in education // International Journal of Data and Network Science. 2023. Vol. 7, No. 1. P. 457–466. DOI:10.5267/j.ijdns.2022.8.013
- Garda-Martmez I., Fernandez-Batanero J.M., Fernandez-Cerero J. Analysing the impact of artificial intelligence and computational sciences on student performance: Systematic review and meta-analysis // Journal of New Approaches in Educational Research. 2023. Vol. 12, No. 1. P. 171–197. DOI: 10.7821/naer.2023.1.1240
- Uzwyshyn R.J. From open science and datasets to AI and discovery // Trends & Issues in Library Technology. 2023. January. P. 26–38.
- Okewu E., Adewole P., Misra S., Maskeliunas R., Damasevicius R. Artificial neural networks for educational data mining in higher education: A systematic literature review // Applied Artificial Intelligence. 2021. Vol. 35, No. 13. P. 983–1021. DOI: 10.1080/08839514.2021.1922847
- Chen X., Zou D., Xie H. [et al.] Two decades of artificial intelligence in education // Educational Technology & Society. 2022. Vol. 25, No. 1. P. 28–47. URL: https://www.elibrary.ru/mjthfm
- Perrotta C., Selwyn N. Deep learning goes to school: Toward a relational understanding of AI in education // Learning, Media and Technology. 2020. Vol. 45, No. 3. P. 251–269. DOI: 10.1080/17439884.2020.1686017
- Yilmaz R., Karakus T. Artificial intelligence-based educational applications: A systematic review of the literature // Journal of Educational Technology & Society. 2020. Vol. 23, No. 3. P. 1–15.
- Kooli C. Chatbots in education and research: A critical examination of ethical implications and solutions // Sustainability. 2023. Vol. 15, No. 7. P. 5614. DOI: 10.3390/su15075614
- Казаченок В.В. Применение нейронных сетей в обучении // Информатика и образование. 2020. № 2 (311). С. 41–47. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-2-41-47
- Valko N., Osadchyi V. Education individualization by means of artificial neural networks // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 166. P. 10021. DOI: 10.1051/e3sconf/202016610021
Библиографическая ссылка: Козачек А.В., Костикова Ю.В., Денисова Д.А., Леванова Н.Г. Искусственный интеллект как инструмент развития образовательной среды и методов обучения студентов // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 819-829.


