Лаврентьева О.А.
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 376.545
Lavrentyeva O.A.1 (Novosibirsk, Russian Federation) — loa23@mail.ru
1Novosibirsk State Pedagogical University
Аннотация. Модернизация учебного и воспитательного процессов требует дополнительных ресурсов для сопровождения одаренных детей. Подчеркивается важность индивидуального подхода к обучению и развитию талантливых учеников, а также роль тьютора в создании оптимальных условий для их самореализации. Конкретизированы основные задачи тьютора в сопровождении одаренного ребенка. Представлены технологии, методы и показатели успешности тьюторской деятельности. В представленном исследовании тьюторское сопровождение одаренных детей обусловлено необходимостью создания индивидуализированного образовательного маршрута, способствующего развитию творческого мышления, инженерных навыков и научной активности, а также в поддержке и стимулировании увлечений STEM-дисциплинами (наука, технологии, инженерия и математика) через интеграцию практических проектов, наставничество и развитие критического мышления. Цель исследования – выявление сущности тьюторского сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации. Методологическую основу исследованиясоставляют фундаментальные исследования в области педагогики, психологии, социологии, включающие деятельностный, системный и личностно-ориентированный подход. Научная новизна исследования состоит в систематизации элементов тьюторского сопровождения одаренных детей в общеобразовательной организации, позволяющих расширить возможности взаимодействия между тьютором и учеником. Результаты исследования отражают разные уровни мотивации и эмоционального отношения к обучению у одаренных детей, что требует индивидуального подхода в реализации тьюторского сопровождения. Выводы подтверждают, что при составлении индивидуального образовательного маршрута тьюторского сопровождения необходимо учитывать повышение интереса к учебе, поддержку учащихся с низкой мотивацией и работу с теми, кто испытывает негативные эмоции в связи с учебным процессом. Заключение. Для наилучшего результата тьюторского сопровождения необходимо активно включать родителей для обеспечения дополнительной поддержки детей, усиления мотивации и создания единой образовательной среды, где школа, семья и внешние ресурсы работают в тесном взаимодействии для достижения общих целей.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, одаренные дети, младший подростковый возраст, общеобразовательная организация, индивидуальный подход, самореализация, индивидуализация, открытое образовательное пространство, техническая одаренность, мотивация учения, родительское сообщество.
Список источников:
- Андреева А.А. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psytests.org/emo/stpia.html (Дата обращения: 23.05.2025).
- Асмолов А.Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3(1486). С. 75-82. URL: https://elibrary.ru/yzzuqd
- Белоус Ю.А., Спирина В.И. Содержание тьюторского сопровождения одаренных детей // Вестник РМАТ. 2021. № 3. С. 75–79. URL: https://elibrary.ru/toleva
- Богоявленская Д.Б. От дара к одаренности: от слова к понятию // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 33-38. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-33-38
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов н/Д: Булат, 2000. — 351 с. URL: https://elibrary.ru/skedtf
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76. URL: https://elibrary.ru/owvtds
- Гонохова Т.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей (на примере БОУ ра РКЛ, Г. Горно-Алтайска) // Информация и образование: границы коммуникаций. 2024. № 16(24). С. 171-173. URL: https://elibrary.ru/vrjjmc
- Запалацкая В.С. Организация тьюторского сопровождения одаренных детей в образовательной организации // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 3 (47). С. 62–66. DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_03_62
- Кара А.П., Колчанов А.В. Современные практики работы с одаренными и талантливыми детьми в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования (из опыта работы Краснодарского края) // Кубанская школа. 2025. № 1(77). С. 147-152. URL: https://elibrary.ru/pkgrhb
- Классное руководство: современные вопросы теории и практики профессиональной подготовки / Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм, З.И. Лаврентьева [и др.]. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. — 234 с. URL: https://elibrary.ru/skgsiv
- Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Методы исследования образовательных систем: монография / под ред. Н. М. Жаринова. — СПб.: НУ «Центр стратегических исследований», 2018. — 164 с. URL: https://elibrary.ru/ynpcuh
- Лаврентьева О.А. Организационно-педагогические условия тьюторского сопровождения юных хоккеистов в спортивной школе // Вестник педагогических инноваций. 2024. № 4(76). С. 154-163. DOI: 10.15293/1812-9463.2404.11
- Панцова Н. И. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе. — М.: Мастерская педагога. 2012. — 48 с.
- Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. Под ред. Богоявленской Д. Б., Шадрикова, В. Д., Бабаевой Ю. Д., и др. — М., 2003. — 88 с.
- Русакова С.С., Шувалова Н.В., Гайнуллин Д.Е. Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики в педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 315–319. URL: https://elibrary.ru/xwrefy
- Савенков А.И. модифицированный вариант диагностической методики «карта одаренности» // Известия института педагогики и психологии образования. 2021. № 2. С. 97-103. URL: https://elibrary.ru/kselqa
- Савкина Н.Г. Шевелева Н.П. Тьюторское сопровождение формирования исследовательских умений учащихся начальных классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2025. № 3(131). С. 67-75. DOI: 10.24158/spp.2025.3.9
- Селиванова Н.Л., Пустыльник Ю.Ю. Наставник – педагог? Педагог – наставник! // Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски: сборник статей участников Всероссийской научнопрактической конференции. — Арзамас: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2023. — С. 197–203. URL: https://elibrary.ru/kfjcvn
- Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Артеменко Б.А. Тьюторское сопровождение сохранения и укрепления здоровья обучающихся // Московский педагогический журнал. 2024. № 2. С. 32-48. DOI: 10.18384/2949-4974
- Тьюторское сопровождение в современном образовании: от теории к практике: Монография / Т. М. Ковалева, А. А. Теров, Э. В. Хачатрян [и др.]. — М.: Московский городской педагогический университет, 2023. — 212 с. ISBN 978-5-243-00759-7
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 90-100. URL: https://elibrary.ru/mqgbmr
- Фомичева Н.В. Содержательно-организационные аспекты тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащегося профильной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8 (5). С. 477-482. DOI: 10.30853/ped20230081
- Щербинина О. С., Майорова Н. С., Грушецкая И. Н. Психолого-педагогические барьеры одарённых школьников в олимпиадном движении // Образование и наука. 2025. Т. 27, № 7. С. 92-124. DOI: 10.17853/1994-5639-2025-7-92-124
- Draaisma A., Meijers F., Kuijpers M. The development of strong career learning environments: the project ‘Career Orientation and Guidance’ in Dutch vocational education // Journal of Vocational Education & Training. 2017. Vol. 70. P. 1-20. DOI: 10.1080/13636820.2017.1392995
- Martirena C.C. Connecting with the very young gifted child. Edutopia. Retrieved from. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.edutopia.org/article/connecting-very-young-gifted-child/ (Дата обращения: 23.05.2025).
- McMahon M., Watson M Career development learning in childhood: a critical analysis // British Journal of Guidance & Counselling. 2022. Vol. 50, Issue 3. P. 345-350. DOI: 10.1080/03069885.2022.2062701
Библиографическая ссылка: Лаврентьева О.А. Тьюторское сопровождение одаренных детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации // ЦИТИСЭ. 2025. № 3. С. 558-568.


