ISSN 2409-7616

Гогицаева О.У., Кочисов В.К.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 371

Гогицаева О.У.1 (Владикавказ, Россия) — gogitsaeva@yandex.ru; Кочисов В.К.1 (Владикавказ, Россия) — kotisov@yandex.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Семейные ценности – это фундаментальные принципы и убеждения, которые направляют и определяют то, как члены семьи функционируют и взаимодействуют с обществом в целом. Внедрение и осмысление семейных ценностей является критически важным для защиты подрастающего поколения от неблагоприятных решений, инструментом обучения дискриминации добра и зла. На первом этапе нашего исследования был проведен обзор литературных источников, позволяющих ответить на вопрос каковы представления о семейных ценностях у младших школьников. Осуществлен сравнительный анализ основных подходов по формированию этих представлений. Вклад в поддержку семейных ценностей касается не только сегодняшнего благосостояния, но и предвещает развитие цивилизованного поведения в будущем, формируя устойчивую социальную и моральную основу индивида. Но, к сожалению, сегодня в России имеет место нарастание дисгармонии семейных отношений, обеднение семейных ценностей. Идет размывание традиционных культурных ценностей, негативное влияние информационной культуры, поэтому педагоги ищут эффективные пути формирования у младших школьников представлений о семейных ценностях. В институтах образования на первый план выходит задача культивирования в учениках начальной школы принципов, направленных на создание нравственной индивидуальности. Фундаментальным аспектом учебного процесса выступает прививание учащимся культурных ценностей, культурно-эстетического восприятия, морально-этических принципов и духовности. Решение этих вопросов предполагает согласованный подход с активным вовлечением в процесс не только преподавателей, но и родителей. Интеграция усилий семьи и школы в формировании семейных ценностей у младших школьников через различные формы внеурочной деятельности и создание поддерживающего психологического климата способствуют всестороннему развитию личности ребенка и подготовке его к жизни в современном многообразном обществе.

Ключевые слова: семейные ценности, младшие школьники, нравственная индивидуальность, внеурочная деятельность.

Список источников:

  1. Алексеева Н.Н. Сущность и содержание проектной деятельности младших школьников как педагогическая проблема // Вестник научных конференций. 2023. № 2-1(90). С. 14-15. URL: https://www.elibrary.ru/yweeyt
  2. Амонашвили Ш.А., Галиева М.Г. Особенности реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями детей разных возрастов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16, № 2. С. 143-158. URL: https://www.elibrary.ru/nhhwgz
  3. Бекмаганбетова Г.К., Дильдибекова Г.А. Формирование у младших школьников семейных ценностей: сущность, структура и функции // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1-1. С. 15-19. URL: https://www.elibrary.ru/xsaapx
  4. Богуславская В.Г. Традиционные семейные ценности в современном обществе // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. №6-1. С.552-553. URL: https://www.elibrary.ru/tdxofq
  5. Екжанова Е.А. Формирование семейных ценностей взаимодействие семьи и образовательных организаций в укреплении традиционных семейных ценностей // Региональное образование: современные тенденции. 2024. № 3 (55). С. 32-35. URL: https://www.elibrary.ru/cwtqyt
  6. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Ахтян А.Г. Основы традиционной русской семьи: истоки, особенности, перспективы // ЦИТИСЭ. 2022. № 2. С. 268–282. URL: https://www.elibrary.ru/qstago
  7. Капышова А.Н. Роль семейных ценностей в развитии общества // Трибуна ученого. 2020. № 7. С. 312-316. URL:  https://www.elibrary.ru/viclwe
  8. Ларюшкина Н.В., Козина Т.Н. Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2019. № 7. С. 65-69. URL: https://www.elibrary.ru/sxgriu
  9. Мезенцева Ю.И., Орлова А.Ю. Формирование и воспитание духовно-нравственных и семейных ценностей на уроках изобразительного искусства // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2019. № 2. С. 167-171. URL: https://www.elibrary.ru/snlcqa
  10. Мелихова В.И., Богатырева С.Н. Влияние глобализации на формирование семейных ценностей в культуре России // Социально-гуманитарные технологии. 2024. № 1 (29). С. 91-96. URL: https://www.elibrary.ru/arllcs
  11. Неясова И.А., Горшенина С.Н., Серикова Л.А., Буянова И.Б. Формирование нравственных представлений о семье у младших школьников в проблемно-игровых ситуациях // Глобальный научный потенциал. 2023. № 12-2 (153). С. 23-26. URL: https://www.elibrary.ru/mhzgfo
  12. Пескова Е.С. Способы формирования представлений о семейных ценностях у младших школьников во внеурочной деятельности // Известия института педагогики и психологии образования. 2025. № 1. С. 132-137. URL: https://www.elibrary.ru/icxarg
  13. Суслова Т.Ф., Старовойтова Л.И. Роль прародителей в воспитании и социализации младшего поколения // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 282-292. URL: https://www.elibrary.ru/pcgqai
  14. Чеботарева И.В. Формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников средствами художественной литературы // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 407-417. URL: https://www.elibrary.ru/bebnur
  15. Чертова А.А., Домецкая Н.Г. Формирование семейных ценностей у детей 6-7 лет в проектной деятельности // Учебный год. 2024. № 4 (78). С. 55-56. URL: https://www.elibrary.ru/dicwqa

Библиографическая ссылка: Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников во внеурочной деятельности // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 646-656.