ISSN 2409-7616

Бирюкова Ю.Н.

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ФАКТОР ЕГО РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ

УДК 373.51

Бирюкова Ю.Н.1 (Краснодар, Россия) — birj@bk.ru

1Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Аннотация. Актуальность данного научного исследования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе, в семейных отношениях и в образовательных учреждениях в результате воздействия разнонаправленных факторов на сознание и поведение обучающегося подросткового возраста, оказавшегося уязвимым перед лицом неопределенности и нестабильности, пронизывающих как текущую реальность, так и будущие перспективы. Целью статьи является анализ особенностей обучающегося в подростковом возрасте, столкнувшегося с трудностями изменения личного взаимодействия в процессе адаптации в старших классах, с жизненными ситуациями, вызванными стрессом. Автором статьи определены факторы формирования резильентности обучающегося в поддерживающей среде. Значимые психолого-педагогические проблемы, связанные с резильентностью обучающихся в подростковом возрасте, решаются при создании педагогических условий объединения усилий со стороны окружающих, родителей, образовательного учреждения с целью поддержки в сложный период, обеспечивая инструментами для успешного преодоления возникающих трудностей. Творческие проекты и ролевые игры в поддерживающей среде способствуют формированию жизнестойкости подростка и ее совершенствованию на пути к взрослой жизни. Навыки самопознания, самоуважения, самооценки, социальной поддержки, целеполагания, коммуникабельности, оптимизма и чувство юмора находятся в основе формирования резильентности подростка в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Ключевые слова: резильентность, обучающийся подросткового возраста, поддерживающая среда, самопознание, самоуважение, коммуникабельность, оптимизм, семейные отношения, цели в жизни, взрослость.

Список источников:

  1. Бирюкова Ю.Н. Роль современной образовательной среды школы в формировании резильентности обучающегося // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6(109). С. 19-23. URL: https://www.elibrary.ru/dqiczg
  2. Бирюкова Ю.Н. Семья в пространстве школы как фактор формирования резильентности обучающегося // ЦИТИСЭ. 2024. № 3(41). С. 508-516. URL: https://www.elibrary.ru/jcznry
  3. Красноок З. П. [и др.] Гражданско-патриотическое воспитание и тенденция дегероизации общества // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 129. С. 391-402. URL: https://www.elibrary.ru/yruscd
  4. Зюзько А.Ю. Синхронная система электронная информационно- образовательная среда: проблемы и перспективы // Вестник военного образования. 2022. № 2(35). С. 102-105. URL: https://www.elibrary.ru/tltxoa
  5. Инновации в современной системе образования: от теории к практике / Е. С. Аверина, Р. Б. Адаев, А. Г. Безпалова [и др.]; Под редакцией Авериной Е.С., Подкопаева О.А.. – Самара: ООО НИЦ «ПНК», 2023. — 219 с. URL: https://www.elibrary.ru/jovrbq
  6. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 5. С. 69–84.
  7. Райхельгауз Л.Б. Структура академической резильентности старшеклассников: опыт эмпирического анализа // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 9. С. 163-169. URL: https://www.elibrary.ru/wfhatl
  8. Сараева Е.В. Роль феномена резильентности при кластеризации общеобразовательных организаций // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2022. № 2(29). С. 73-80. URL: https://www.elibrary.ru/rhmqwd
  9. Смирнов С.В. Развитие критического мышления обучающихся как фактор роста резильентности их образовательных результатов // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 1-2(38). С. 14-17. URL: https://www.elibrary.ru/jkcomg
  10. Соколенко Я.В. Основные предпосылки резильентности обучающегося, ключевые аспекты ее структуры // Семья, традиции, духовность: междисциплинарный подход. — Краснодар: Краснодарский ЦНТИ — филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2024. – С. 200-206. URL: https://www.elibrary.ru/rbpelo
  11. Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дереча И.И. [и др.] Теоретический обзор исследований по проблеме резильентности в научной литературе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3.
  12. Штерц О.М. Проблема резильентности детей с нарушением письменной речи / О. М. Штерц // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 361-364. URL: https://www.elibrary.ru/bepyfw
  13. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59. P. 20–28.
  14. Makhnach A.V., Laktionova A.I. Personal and behavioral characteristics of adolescents as a factor of their vitality and social adaptation // Psikhologicheskiy zhurnal. 2013. Vol. 34, No. 5. P. 69–84.
  15. Rutter M. Resilience in the face of adversity // British Journal of Psychiatry. 1985. Vol. 147. P. 598–611. DOI: 10.1192/bjp.147.6.598
  16. Selivanova O.A., Bystrova N.V., Derecha I.I. [et al.] Theoretical review of research on the problem of resilience in scientific literature // World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 8. No. 3.

Библиографическая ссылка: Бирюкова Ю.Н. Поддерживающая среда учреждения для обучающегося как фактор его резильентности // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 479-489.