ISSN 2409-7616

Кокнова Т.А., Харченко Л.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 37.018.1:811.1

Кокнова Т.А.1 (Луганск, Россия) — koknovatanya@mail.ru; Харченко Л.И.1 (Луганск, Россия) — larissa7474@yandex.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования инклюзивной компетентности будущих учителей иностранных языков в условиях современного образовательного пространства, что особенно актуально в свете роста числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и недостаточной подготовки педагогов к инклюзивным практикам. Цель исследования – разработка научно-методической стратегии подготовки педагогов, учитывающей специфику языкового образования и региональные особенности, включая интеграцию новых субъектов Российской Федерации, таких как Луганская Народная Республика. Методология исследования базируется на системном, деятельностном, компетентностном, аксиологическом и культурологическом подходах. Использованы теоретические методы (анализ литературы, компаративный анализ, моделирование) и эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, контент-анализ). Разработана модель подготовки педагогов, включающая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки, с акцентом на адаптацию учебных материалов, изучение инклюзивного языка и развитие толерантности. Новизна работы заключается в систематизации правовых и методологических основ инклюзивного языкового образования и разработке стратегии, учитывающей предметную специфику. Результаты применимы в программах высшего и дополнительного профессионального образования для подготовки педагогов, способных эффективно работать в инклюзивной среде. Выводы подчеркивают необходимость модернизации образовательных программ, интеграции инклюзивных модулей и усиления практической подготовки. Перспективы исследования связаны с расширением выборки, лонгитюдным анализом и внедрением стратегии на институциональном уровне для обеспечения равных образовательных возможностей.

Ключевые слова: инклюзивное образование, компетентностный подход, подготовка педагогов, иностранные языки, инклюзивная компетентность, педагогические стратегии.

Список источников:

  1. Ахметшина Л.В. Применение новых технологий в преподавании иностранных языков студентам с ограниченными возможностями // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-2. С. 31–33. URL: https://www.elibrary.ru/xcmqhr
  2. Баранова К.Д. Опыт инклюзивного образования студентов с ОВЗ при обучении иностранному языку в вузе // Вестник науки.  2023.  Т. 2, № 11 (68). С. 420–433. URL: https://www.elibrary.ru/bsmlzt
  3. Денисова О.А., Кобрина Л.М. Образовательная инклюзия как социокультурный феномен // Повышение доступности и качества высшего образования: опыт и передовые практики. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2022. – С. 5–23. URL: https://www.elibrary.ru/btewrk
  4. Гостева Л.З. Исследование коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы в условиях инклюзии // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.  2021.  № 94. С. 53–57. URL: https://www.elibrary.ru/guwwcq
  5. Малинина И.А. Исследование функциональных ролей педагогов в контексте работы с обучающимися с ОВЗ // Человек и образование. 2021. № 3.  С. 130–136. URL: https://www.elibrary.ru/biouqk
  6. Мусина С., Муканова С., Серебряникова М. Обучение иностранному языку в инклюзивной образовательной среде университета // Вестник НАН РК.  2025.  № 413(1).  С. 271–283. DOI: 10.32014/2025.2518-1467.896
  7. Нозикова Н.В. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: практика отечественного образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования.  2023.  Т. 12, № 5–6.  С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/miwjaa
  8. Рубцов В.В. [и др.] Цель, задачи и основные направления развития инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. – 2023. Т. 28, № 6. С. 6–23. URL: https://www.elibrary.ru/avicmj
  9. Сороковых Г.В. Проблема методической готовности учителя иностранного языка к обучению школьников в условиях инклюзивных практик // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2. С. 104–110. URL:  https://www.elibrary.ru/chfsfz
  10. Филатова М.В. Позитивная социализация детей с особыми образовательными потребностями: от теории к практике // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов. – Москва: Российский новый университет, 2021. – С. 208–212. URL: https://www.elibrary.ru/brckdn
  11. Харченко Л.И. [и др.] Подготовка будущих учителей иностранных языков к профессиональной деятельности в инклюзивной среде // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля.  2024.  № 9 (87).  С. 117–122. URL: https://www.elibrary.ru/whywmo
  12. Шевелева Д.Е. Учебные программы для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: отечественный и зарубежный опыт // Коррекционно-педагогическое образование.  2022.  № 2 (30).  С. 5–15. URL: https://www.elibrary.ru/agwkux
  13. Jerdborg S. School principal re-positioning in a system of professional relations: the case of newly appointed principals in Sweden // Journal of Educational Administration and History.  2023.  Vol. 55, No. 4. P. 456–480. DOI: 10.1080/00220620.2023.2217086
  14. Jurkova S. Transcultural competence model: An inclusive path for communication and interaction // Journal of Transcultural Communication.  2021.  Vol. 1, No. 1.  P. 102–119. DOI: 10.1515/jtc-2021-2008
  15. Koutsouris G., Stentiford L., Norwich B. A critical exploration of inclusion policies of elite UK universities // British Educational Research Journal.  2022.  Vol. 48, No. 5.– P. 878–895. DOI: 10.1002/berj.3799
  16. Makarova T. [et al.] Teaching foreign languages inclusively: standards for teacher competence // Integration of Education.  2021.  Vol. 25, No. 1.  P. 144–158. DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.144-158
  17. Purdy N., Hall K., Khanolainen D.  Reframing teacher education around inclusion, equity, and social justice: towards an authentically value-centred approach to teacher education in Europe // European Journal of Teacher Education.  2023.  Vol. 46, No. 5.  P. 755–771. DOI: 10.1080/02619768.2023.2288556
  18. Shekhavtsova S.O., Koknova T.A., Shekhavtsov M.O. Using web technologies in the process of development the students’ critical thinking // Educational Technology Quarterly.  2022.  Vol. 2022, Issue. 2.  P. 310–330. DOI: 10.55056/etq.28  
  19. Wray E., Sharma U., Subban P. Factors influencing teacher self-efficacy for inclusive education: A systematic literature review // Teaching and Teacher Education.  2022.  Vol. 117. Article 103800. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103800

Библиографическая ссылка: Кокнова Т.А., Харченко Л.И. Педагогические стратегии формирования инклюзивной компетентности будущих учителей иностранных языков в контексте современного образовательного пространства // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 582-592.