Бочарова Т.А., Бочаров А.В., Довгаль И.Д.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЯ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» ДЛЯ ВУЗОВСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
УДК 378.147
Бочарова Т.А.1 (Хабаровск, Россия) — kitaal@yandex.ru; Бочаров А.В.2 (Санкт-Петербург, Россия) — artm.bocharov.06@mail.ru; Довгаль И.Д.1 (Хабаровск, Россия) — 2024102082@togudv.ru
1Тихоокеанский государственный университет
2Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Аннотация. Модернизация высшего образования в условиях активного развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) предполагает необходимость трансформации учебных программ для формирования у студентов компетенций в области ИИ и подготовки их к работе в цифровой среде будущего. Ключевыми характеристиками искусственного интеллекта, определяющими потребность в трансформации содержательного наполнения дисциплин, являются универсальность применения ИИ-решений, высокая эффективность их использования, открытость инструментов разработки, растущий спрос на анализ больших данных, модернизация технической базы, повышение научно-технического потенциала и возрастающий общественный интерес к ИИ-технологиям. Поэтапное внедрение инновационных компонентов в существующие образовательные программы, начиная с дисциплин, имеющих непосредственную корреляцию с ИИ-технологиями, такими как «Информатика» и «Информационные технологии», является наиболее целесообразным решением на первом этапе. Предполагается, что синтез классических тем и новых модулей будет способствовать развитию профессиональных компетенций в области ИИ и обеспечивать эффективную подготовку специалистов к работе в условиях цифровой трансформации экономики и социальной сферы. Статья содержит описание концептуальной модели интеграции модуля «Искусственный интеллект» в фундаментальный курс информатики для вузов. Предлагаемая модель носит рекомендательный характер с возможностью адаптации под специфику различных направлений подготовки: от гуманитарных до ИТ-направлений. В работе представлена структура предлагаемого образовательного модуля, включающая разделы по основам ИИ, генеративным моделям, инженерии знаний, машинному обучению, экспертным системам, обработке естественного языка и компьютерному зрению. Особое внимание уделяется модульному подходу к организации учебного материала и его адаптации под различные направления подготовки. Подчеркивается необходимость формирования у обучающихся целостного представления о технологиях ИИ как современном инструменте и его прикладном потенциале в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: искусственный интеллект, модернизация образования, профессиональные компетенции, информатика.
Список источников:
- Брянцева О.В. Основные направления и проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта в медицине // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2024. № 3(158). С. 118–121. DOI: 10.24412/2227-7315-2024-3-118-121
- Зулкарнаева П.Л. Цамараев С.С.Х. Методы интеллектуального анализа и обработки больших данных // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 12, № 9(150). С. 53–57. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.09.12.008
- Клиентова З.А. Инвестиции в искусственный интеллект: Россия, США, Европа, Китай // Вестник науки. 2025. Т. 3, № 5(86). С. 131–140. URL: https://elibrary.ru/vchhsq
- Черникова М.А. Модели новой образовательной системы: переход от традиционного обучения к инновационному подходу // Научный форум: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. — С. 190–193. URL: https://elibrary.ru/ttkbjp
- Такмазян А.С., Самойлова К. Н. Высшее образование в условиях цифровой трансформации: организационный и финансовый аспекты // Финансовые исследования. 2022. № 1(74). С. 46–53. DOI: 10.54220/finis.1991-0525.2022.74.1.005
- Лапина М.А., Токмакова М.Е., Демин Д.А., Особенности внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс // Auditorium. 2023. № 3(39). С. 43–48.URL: https://elibrary.ru/zqtnxh
- Липская Л.А. Преемственность как основа непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 1. С. 16–29. DOI: 10.14529/ped230102
- Бочарова Т.А. Проблемы преемственности обучения информатике в школе и вузе в условиях перехода к профильным классам // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 535–545. URL: https://elibrary.ru/edonob
- Шестухина В.И. Повышение эффективности изучения информатики и информационных технологий в вузе // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 6-5(76). С. 429–430. URL: https://elibrary.ru/uettyq
- Костенко К.А., Захарова О.А., Малыгин А.Ю. Моделирование образовательных курсов для системы электронного обучения (на примере базового курса по информатике) // Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — Магнитогорск: Агентство международных исследований, 2017. — С. 131-135. URL: https://elibrary.ru/xfbris
- Мокрый В.Ю., Седов Р.Л. Формирование информационной культуры обучающихся образовательных учреждений в условиях современного общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 5(217). С. 144–151. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-144-151
- Рыжова Н.И., Трубина И.И., Королева Н.Ю. Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Часть 1. С. 11–22. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-11-22
- Бекирова Э.Ш. Технологии искусственного интеллекта как фактор повышения качества высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 61–65. URL: https://www.elibrary.ru/mjufkj.
- Дмитриев В.Я., Игнатьева Т.А., Пилявский В.П. Трансформация образования: основные тенденции // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 8(178). С. 873–878. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-8-873-878
- Видова Т.А., Романова И.Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1(42). С. 27–35. DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-27-35
Библиографическая ссылка: Бочарова Т.А., Бочаров А.В., Довгаль И.Д. Опыт разработки модуля «Искусственный интеллект» для вузовского курса информатики // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 729-740.