Бизяева Н.Д.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИИ ОСМЫСЛЕННОЙ РАБОТЫ С ВИДЕОКОНТЕНТОМ» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
УДК 37.02
Бизяева Н.Д.1 (Москва, Россия) — ndbzv@yandex.ru
1Школа № 2097
Аннотация. В статье описана авторская «Технология осмысленной работы с видеоконтентом» в процессе её применения на уроках истории в основной школе, её методическое и научное обоснование, основные составляющие данной частно-методической стратегии, приближающие её к ТРКМЧП, а также апробация данной образовательной практики в московской школе. Данная методика реализуется посредством заполнения пропусков в структурированных конспектах во время просмотра учащимися учебных видеоресурсов. Целью настоящего исследования является предложение педагогическому сообществу специализированной методической стратегии для развития навыков критического мышления у учащихся через осмысленное взаимодействие с видеоматериалами. Задачи исследования включают в себя: демонстрацию потенциала осознанной работы с видеоматериалами на уроках истории посредством заполнения структурированных конспектов; разработку таких конспектов для использования с видеоматериалами на уроках в основной школе; представление результатов внедрения данной стратегии в учебный процесс в основной школе. Методологическая основа исследования включает как теоретические, так и эмпирические методы, что позволяет более глубоко рассмотреть суть технологии осмысленной работы с видеоконтентом. В результате применения данной методики в образовательном процессе было выявлено, что использование опорных конспектов способствует высокому уровню усвоения материала и повышает мотивацию к обучению. Статья демонстрирует на практике, как технология была апробирована в группах учащихся разных классов, включая использование различных видеороликов и документальных фильмов, что подтверждает ее универсальность и актуальность. Заключение подводит итог проведенной работе, отмечая, что данная методическая стратегия способствует не только повышению учебных результатов, но и формированию ответственного подхода к обучению у школьников.
Ключевые слова: технология обучения, критическое мышление, осмысленность, видео, визуал, контент, методика, история, основная школа.
Список источников:
- Баландина И.С. Опорный конспект может «заставить» полюбить математику / И. С. Баландина, Н. А. Викулова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 41-50. URL: https://elibrary.ru/jjywic
- Бизяева Н.Д. Технология осмысленной работы учащихся с видеоконтентом на уроках истории в основной школе // ЦИТИСЭ. 2024. № 2(40). С. 106-114. URL: https://elibrary.ru/ggedad
- Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3(94). С. 84-86. URL: https://elibrary.ru/oqhwlj
- Заир-Бек С.И. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы: Информационный бюллетень / С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова, К.М. Анчиков; Том № 7. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. – 44 с. URL: https://elibrary.ru/ctewyp
- Кокошко А.И., Ким С.С., Туребеков Д.К. Опорные конспекты как компонент учебной программы постдипломной подготовки среднего медицинского персонала // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 8. С. 165-169. URL: https://elibrary.ru/whmuse
- Кувшинов С.В., Харин К.В. Образовательный видеоконтент в новом формате просмотра // Мир техники кино. 2022. Т. 16, № 2. С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/dkpiwm
- Курилина Ю.В. Критическое мышление как целевой ориентир формирования информационно-личностной безопасности / Ю.В. Курилина, Д.В. Дейнега // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: Сборник статей по материалам авторских исследований II Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 228-237. URL: https://elibrary.ru/pnodvl
- Ломан Н.Ф. Роль философии в формировании навыков критического мышления / Н.Ф. Ломан, К.А. Темиргалиев, Г.Ж. Джамалиева [и др.] // Вестник Карагандинского университета. Серия: История. Философия. 2024. Т. 113, № 1. С. 141-148. – URL: https://elibrary.ru/zgwktd
- Ломовцева Н.В. Технологии вовлечения в образовательный процесс: обучающий видеоконтент // Образовательные технологии. 2021. № 3. С. 69-74. URL: https://elibrary.ru/uknwct
- Молостова С.В. Опорные конспекты по физике: Учебно-методическое пособие / С. В. Молостова, В. А. Пахотин, В. А. Бессонов. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2024. – 153 с. URL: https://elibrary.ru/jvnzjn
- Муштавинская И.В. Метапредметные образовательные технологии для формирования функциональной читательской грамотности // Физика в школе. 2023. № S2. С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/whazuj
- Муштавинская И.В. Образовательные технологии для формирования функциональной грамотности // Школьные технологии. 2024. № 6. С. 42-48. URL: https://elibrary.ru/pfrksc
- Попова Е.И. Создание и использование видеоконтента при проведении просветительских занятий обучающихся образовательных учреждений / Е. И. Попова // Инновационные технологии обучения в вузе в условиях цифровизации и реформирования высшего образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2024. – С. 204-206. URL: https://elibrary.ru/gjyery
- Робин С.Д., Кружкова О.В. Когнитивные функции детей и подростков при просмотре цифрового образовательного видеоконтента: результаты лабораторного эксперимента // Педагогическое образование в России. 2025. № 2. С. 293-306. URL: https://elibrary.ru/ziapjf
- Свирина Н.М., Муштавинская И. В. Теория и практика использования современных образовательных технологий и предметных методик для формирования читательской грамотности // Школьные технологии. 2022. № 6. С. 7-18. URL: https://elibrary.ru/xvvlkg
- Сергеева А.А. Использование опорных конспектов в онлайн — уроке / А. А. Сергеева // Концепция «Общества знаний» в современной науке: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2024. – С. 70-72. URL: https://elibrary.ru/wmuuah
- Сооронбаева Н.А. Использование опорных конспектов в развитии познавательных способностей студентов // Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А. Мырсабекова. 2022. № 1-1(19). С. 171-174. URL: https://elibrary.ru/pibmwo
- Хворова К.С. К проблеме управления качеством видеоконтента для образовательного процесса / К.С. Хворова, Н.М. Гребенникова // Теплофизика и информационные технологии: Двенадцатая Международная теплофизическая школа. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2022. – С. 368-371. URL: https://elibrary.ru/qvflpq
- Швыченкова Ю.А., Круглова Л.А. Мобильное медиапотребление видеоконтента поколением альфа // Медиаскоп. 2022. № 1. URL: https://elibrary.ru/icgxhg
- Шмелева Ю.В. Формирование патриотизма у обучающихся МЧС России с использованием видеоконтента на занятиях по дисциплине «Психология и педагогика» / Ю. В. Шмелева // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2023. – С. 966-969. URL: https://elibrary.ru/luajnr
Библиографическая ссылка: Бизяева Н.Д. Опыт внедрения «Технологии осмысленной работы с видеоконтентом» в учебный процесс на уровне основной школы // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 621-631.