ISSN 2409-7616

Ли Наньнань, Чумичева Р.М.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378

Ли Наньнань1 (Ростов-на-Дону, Россия) — lnn1761816355@163.com; Чумичева Р.М.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — rmchumicheva@sfedu.ru

1Южный федеральный университет

Аннотация. Комплексная оценка качества обучения является частью трансформации системы образования в Китае, и направлена на изменение содействие всестороннему и индивидуальному развитию обучающихся, на воспитание ответственности обучающихся за качество обучения. В рамках реализации Концепции комплексной оценки качества образования в Китае ученые осуществляют поиск научно-теоретических подходов к изменению системы оценки качества обучающихся начальной школы. Анализ результатов образовательной практики по осуществлению комплексной оценки качества обучения обучающихся позволил обнаружить проблемы учителя в осуществлении оценки качества обучения: метод оценки «по пропорциональной иерархии»; метод оценки «балл»; метод оценки «взвешенное суммирование при разложении»; метод «результат одного теста» оценки. В статье раскрыты научные подходы к развитию самооценки обучающихся начальной школы как составляющей в общей оценке качества образования в Китае: теория всестороннего развития обучающихся; теория субъектного развития личности; идеи гуманизма в глобальном образовании; теория символического интеракционизма; теория социального сравнения; теория оценки развивающего образования. На основе анализа теоретических исследований определено базовое понятие «самооценка обучающегося начальной школы». Самооценка обучающегося начальной школы в контексте комплексной оценки качества образования в Китае, понимаемая нами как сбалансированный ресурс личности, содержащий составляющие — образовательную (академические достижения, мотивы учиться на благо Китая), социальную (навыки и опыт коммуникаций в социуме) и личностную (самостоятельность, ответственность за качество обучения и социальные коммуникации).

Ключевые слова: комплексная оценка качества образования, качество обучения, всестороннее развитие, обучающиеся начальной школы, самооценка качества обучения учащимися начальной школы.

Список источников:

  1. «Общий план углубления реформы оценки образования в новую эпоху» // Государственный совет Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.cn/gongbao/content/2020/content_5554488.htm. (Дата обращения: 13. 10. 2024)
  2. Се Вэйхэ. О стратегических атрибутах оценки образования // Экзамены в Китае. 2025. № 6. C. 1-6. DOI: 10.19360/j.cnki.11-3303/g4.2025.06.001
  3. Ли Гуанхай, Ши Лиминь, Ган Пэн. Переориентация ценности оценки базового образования в контексте модернизации образования в Китае и его реализация // Современное управление образованием. 2025. № 3. C. 12-22. DOI: 10.16697/j.1674-5485.2025.03.002
  4. Юань Цзяньлинь, Шуинг. Структура, проблемы и пути совершенствования системы оценки базового образования в Китайской народной республике // Китайский экзамен. 2022.  № 1. C. 56 — 62. DOI: 10.19360/j.cnki.11-3303/g4.2022.01.007
  5. Фу Сяоцянь. Исследование модельной обработки результатов комплексной оценки качества обучения учащихся начальной школы: дис…. / Фу Сяоцянь; Юго-Западный университет. — Чунцин, 2015. — 152 C.
  6. Ван Хунси, Ян Ян. «Приземление» комплексной оценки качества обучения обучающихся: предвзятость и разъяснение метода оценки // Учебная программа· Учебники·Методы обучения. 2024. № 12. C. 39-46. DOI: 10.19877/j.cnki.kcjcjf.2024.12.010
  7. У Сянь. Логика и направление реформы образовательной оценки в новую эпоху // Китайское электрохимическое образование.  2025.  № 6.  C. 118-124.
  8. Ван Хуайбо, Чай Хуанью, Го Лимин и др. Интеллектуальные технологии расширяют возможности комплексной оценки компитеции обучающихся: разработка концепции и пути ее реализации // Электрохимическое образование в Китае.  2022.  № 8.  C. 16-23.
  9. Чжао Де Чэнь. Проблемы и размышления о практике комплексной оценки качества выпускников средней школы // Китайский образовательный журнал.  2023.  № 7. — C. 49-52.
  10. Чжао Цзобинь, Ню Хуанься, Ян Хай. О природе качественного образования // Исследование развития образования.  2020.  № 10.  C. 20 — 22.
  11. Чэнь Хуан, Линь Фаньжуй. Учителям следует быть осторожными при использовании метод «результат одного теста» оценки // Обучение и управление.  2020.  № 4.  C. 83 — 84.
  12. Ли Юншэн.Оценка эффективности работы школы: инструмент для оценки эффективности работы начальных и средних школ // Образовательные исследования.  2013.  № 07.  C. 105-115.
  13. Чжан Дунлян, Чжоу Яньлян. Теория педагогики. — Пекин: Издательство Пекинского технологического института, 2017. — 396 c.  ISBN: 978-7-5682-4287-5.
  14. Хуан Хуан, Цзэн Я, Рен Шенхун. Систематические изменения в оценке образования в новую эпоху: цели, дилеммы и прорывы // Образовательные исследования.  2024. № 9. C. 30-38.
  15. Ци Йегуо, Ду Ин. Диверсификация образовательной ценности и трансформация парадигмы оценки образования // Журнал Восточно-Китайского педагогического университета (научно-образовательное издание).  2011. — № 07: — C. 11 — 18. (на китайском языке)
  16. Ли Наньнань. Комплексная оценка обучающихся начальной школы в Китайской Народной Республике // Управление образованием: теория и практика.  2023.  № 1.  C. 110- 115. DOI: 10.25726/q6594-5053-0295-c

Библиографическая ссылка: Ли Наньнань, Чумичева Р.М. Комплексная оценка качества образования в Китайской Народной Республике как проблема исследования // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 741-750.