Ли Наньнань, Чумичева Р.М.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378
Ли Наньнань1 (Ростов-на-Дону, Россия) — lnn1761816355@163.com; Чумичева Р.М.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — rmchumicheva@sfedu.ru
1Южный федеральный университет
Аннотация. Комплексная оценка качества обучения является частью трансформации системы образования в Китае, и направлена на изменение содействие всестороннему и индивидуальному развитию обучающихся, на воспитание ответственности обучающихся за качество обучения. В рамках реализации Концепции комплексной оценки качества образования в Китае ученые осуществляют поиск научно-теоретических подходов к изменению системы оценки качества обучающихся начальной школы. Анализ результатов образовательной практики по осуществлению комплексной оценки качества обучения обучающихся позволил обнаружить проблемы учителя в осуществлении оценки качества обучения: метод оценки «по пропорциональной иерархии»; метод оценки «балл»; метод оценки «взвешенное суммирование при разложении»; метод «результат одного теста» оценки. В статье раскрыты научные подходы к развитию самооценки обучающихся начальной школы как составляющей в общей оценке качества образования в Китае: теория всестороннего развития обучающихся; теория субъектного развития личности; идеи гуманизма в глобальном образовании; теория символического интеракционизма; теория социального сравнения; теория оценки развивающего образования. На основе анализа теоретических исследований определено базовое понятие «самооценка обучающегося начальной школы». Самооценка обучающегося начальной школы в контексте комплексной оценки качества образования в Китае, понимаемая нами как сбалансированный ресурс личности, содержащий составляющие — образовательную (академические достижения, мотивы учиться на благо Китая), социальную (навыки и опыт коммуникаций в социуме) и личностную (самостоятельность, ответственность за качество обучения и социальные коммуникации).
Ключевые слова: комплексная оценка качества образования, качество обучения, всестороннее развитие, обучающиеся начальной школы, самооценка качества обучения учащимися начальной школы.
Список источников:
- «Общий план углубления реформы оценки образования в новую эпоху» // Государственный совет Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.cn/gongbao/content/2020/content_5554488.htm. (Дата обращения: 13. 10. 2024)
- Се Вэйхэ. О стратегических атрибутах оценки образования // Экзамены в Китае. 2025. № 6. C. 1-6. DOI: 10.19360/j.cnki.11-3303/g4.2025.06.001
- Ли Гуанхай, Ши Лиминь, Ган Пэн. Переориентация ценности оценки базового образования в контексте модернизации образования в Китае и его реализация // Современное управление образованием. 2025. № 3. C. 12-22. DOI: 10.16697/j.1674-5485.2025.03.002
- Юань Цзяньлинь, Шуинг. Структура, проблемы и пути совершенствования системы оценки базового образования в Китайской народной республике // Китайский экзамен. 2022. № 1. C. 56 — 62. DOI: 10.19360/j.cnki.11-3303/g4.2022.01.007
- Фу Сяоцянь. Исследование модельной обработки результатов комплексной оценки качества обучения учащихся начальной школы: дис…. / Фу Сяоцянь; Юго-Западный университет. — Чунцин, 2015. — 152 C.
- Ван Хунси, Ян Ян. «Приземление» комплексной оценки качества обучения обучающихся: предвзятость и разъяснение метода оценки // Учебная программа· Учебники·Методы обучения. 2024. № 12. C. 39-46. DOI: 10.19877/j.cnki.kcjcjf.2024.12.010
- У Сянь. Логика и направление реформы образовательной оценки в новую эпоху // Китайское электрохимическое образование. 2025. № 6. C. 118-124.
- Ван Хуайбо, Чай Хуанью, Го Лимин и др. Интеллектуальные технологии расширяют возможности комплексной оценки компитеции обучающихся: разработка концепции и пути ее реализации // Электрохимическое образование в Китае. 2022. № 8. C. 16-23.
- Чжао Де Чэнь. Проблемы и размышления о практике комплексной оценки качества выпускников средней школы // Китайский образовательный журнал. 2023. № 7. — C. 49-52.
- Чжао Цзобинь, Ню Хуанься, Ян Хай. О природе качественного образования // Исследование развития образования. 2020. № 10. C. 20 — 22.
- Чэнь Хуан, Линь Фаньжуй. Учителям следует быть осторожными при использовании метод «результат одного теста» оценки // Обучение и управление. 2020. № 4. C. 83 — 84.
- Ли Юншэн.Оценка эффективности работы школы: инструмент для оценки эффективности работы начальных и средних школ // Образовательные исследования. 2013. № 07. C. 105-115.
- Чжан Дунлян, Чжоу Яньлян. Теория педагогики. — Пекин: Издательство Пекинского технологического института, 2017. — 396 c. ISBN: 978-7-5682-4287-5.
- Хуан Хуан, Цзэн Я, Рен Шенхун. Систематические изменения в оценке образования в новую эпоху: цели, дилеммы и прорывы // Образовательные исследования. 2024. № 9. C. 30-38.
- Ци Йегуо, Ду Ин. Диверсификация образовательной ценности и трансформация парадигмы оценки образования // Журнал Восточно-Китайского педагогического университета (научно-образовательное издание). 2011. — № 07: — C. 11 — 18. (на китайском языке)
- Ли Наньнань. Комплексная оценка обучающихся начальной школы в Китайской Народной Республике // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 1. C. 110- 115. DOI: 10.25726/q6594-5053-0295-c
Библиографическая ссылка: Ли Наньнань, Чумичева Р.М. Комплексная оценка качества образования в Китайской Народной Республике как проблема исследования // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 741-750.