ISSN 2409-7616

Фулин В.А.

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

УДК 378

Фулин В.А.1 (Рязань, Россия) — v.fulin@rsu-rzn.ru

1Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация. В условиях цифровой трансформации образования возрастает значимость формирования готовности будущих учителей истории к использованию современных цифровых технологий в профессиональной деятельности. В статье готовность рассматривается как интегративное качество личности, включающее мотивацию, знаниевую базу, практические навыки и способность к системному применению цифровых инструментов в образовательном процессе. Цель исследования — определить структуру, критерии и показатели сформированности этой готовности у студентов вузов. Методология основывается на интегративном подходе, сочетающем теоретический анализ научной литературы, систематизацию педагогических компетенций и интерпретацию результатов анкетирования студентов. Выделены четыре ключевых компонента: мотивационный (внутренняя мотивация и отношение к технологиям), когнитивный (знания о цифровой дидактике и трендах), деятельностный (практические навыки работы с инструментами, такими как TimeMaps, Europeana и Google Earth Pro) и интегративный (умение адаптировать технологии к образовательным целям). Для каждого компонента сформулированы критерии и показатели, а также предложены уровни сформированности (низкий, средний, высокий), соответствующие международным стандартам и современным исследованиям. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении структуры цифровой готовности для педагогов гуманитарных дисциплин, а практическая — в возможности применения разработанных критериев для совершенствования образовательной практики и оценки качества подготовки учителей. Результаты сопоставлены с актуальными зарубежными исследованиями, подчеркивая универсальность подхода и его соответствие глобальным трендам цифровизации педагогического образования. Особое внимание уделено роли цифровых инструментов (виртуальные реконструкции, цифровые архивы, интерактивные карты) в обогащении преподавания истории, а также необходимости критической оценки цифрового контента и его адаптации к нуждам учащихся. Исследование углубляет теорию педагогического образования, подчеркивая цифровую компетентность как неотъемлемую часть профессионального портрета современного учителя. Перспективы включают апробацию методик в учебном процессе и изучение влияния технологий на качество преподавания истории.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовании, профессиональная готовность, цифровая дидактика, будущие учителя истории, компоненты готовности, педагогическое образование.

Список источников:

  1. Приказчикова О.С. Теоретические подходы к феномену «готовность» в современной науке // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 147-159. URL: https://elibrary.ru/jpjkwi
  2. Башкирева,Т. В. Некоторые вопросы психолого-педагогического сопровождения студентов к профессиональной деятельности / Т. В. Башкирева, А. В. Башкирева, В. А. Фулин. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2020. — 204 с. URL: https://www.elibrary.ru/iovcie
  3. Алдошина М.И. Теоретические основы и технологии профессионального образования педагога в университете / М. И. Алдошина. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2024. – 164 с. URL: https://www.elibrary.ru/zgdptc
  4. Силакова Л.В., Соснило А.И. Исследование готовности участников образовательного процесса к применению цифровых технологий в образовании // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 4. С. 112-133. DOI: 10.17759/pse.2023280407
  5. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / В. А. Сластенин, П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 258 с. URL: https://www.elibrary.ru/wjjhjx
  6. Дрянных Н.В., Лодкина Т.В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 1(100). С. 180-195. URL: https://elibrary.ru/mjcndi
  7. Калашников П.К., Мартынов В.Г., Подуфалов Н.Д. Основные проблемы и направления формирования теории и дидактики высшего образования // Педагогика. 2024. Т. 88, № 1. С. 5-20. URL: https://www.elibrary.ru/dcvrex
  8. Роберт И.В. Искусственный интеллект в образовании: направления реализации. — Махачкала: АЛЕФ, 2024. — С. 25–36.
  9. Бахтиярова В.Ф. Формирование готовности студентов высшей школы к созданию безопасной цифровой образовательной среды как педагогическая проблема // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-3(62). С. 62-67. URL: https://www.elibrary.ru/bxqrhv
  10. Акимова Е.А. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя истории к реализации инновационных технологий обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 14-17. URL: https://www.elibrary.ru/ecggkh
  11. Розов К.В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта // Информатика и образование. 2022. № 37(2). С. 50–63. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-2-50-63
  12. Костикова Л.П., Есенина Н.Е., Ольков А.С. Искусственный интеллект в образовательном процессе современного университета: результаты опроса студентов // Концепт.  2025.  № 2.  С. 93–109. URL: https://elibrary.ru/dfyrus
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (в ред. от 08.02.2021). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/  (Дата обращения: 14.05.2025).
  14. Яковлева Е.В., Илларионова Л. П., Москвина Е.В. Формирование мотивационно-ценностного компонента цифровой компетентности бакалавров педагогики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 58-70. URL: https://elibrary.ru/ofblij
  15. Спиридонова Ю.С. Понятие и структура цифровой компетентности будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 369-372. URL: https://www.elibrary.ru/xcivzv
  16. Сюрдюкова Е. В. Теоретические подходы к изучению компетенции специалиста // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 6. URL: https://www.elibrary.ru/xkxyuq  
  17. Мартишина Н.В. Гречушкина Н.В. Цифровизация образования: вызовы и требования к педагогу // Образование и общество. 2022. № 1(132). С. 3-10. URL: https://www.elibrary.ru/hboflb
  18. Иванова Д.С. Формирование цифровых компетенций педагога при изучении дисциплины «Сквозные технологии и технологии искусственного интеллекта» // Психолого-педагогический поиск. 2023. – № 1(65). С. 63–70. URL: https://elibrary.ru/ofadkg
  19. Гречушкина Н.В. Тихонова О.В., Паршин А.Н. Сквозные технологии в образовании в контексте его цифровой трансформации // Школа будущего.  2022.  № 6. С. 110–123.
  20. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях цифровой трансформации образования: теории обучения; технологии реализации / И.В. Роберт // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире: Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Москва: Издательский дом «УМЦ», 2024. – С. 539-547.  URL: https://www.elibrary.ru/cfzpv
  21. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Проспект, 2025. – 248 с. URL: https://www.elibrary.ru/mnxmde
  22. Герасимова Г.Ю. Критерии и показатели уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей математики и физики, необходимой для эффективного использования дистанционных технологий в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 84-86. URL: https://www.elibrary.ru/yhcheo
  23. Гунин Д.А. Личностные компетенции будущего педагога // Перспективы науки. 2023. № 12(171). С. 286-290. URL: https://www.elibrary.ru/qvkavj
  24. Мартишина Н.В., Еремкина О.В. Педагогические возможности диагностики и профилактики кризисов профессионального самоопределения для личностного развития будущих учителей // Психолого-педагогический поиск. 2023. № 3(67). С. 95-103. URL: https://elibrary.ru/claime
  25. Жукова Н.В., Ляпина О.А. Оценка сформированности проектной компетентности будущих учителей химии // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17, № 1. С. 32-50. URL: https://elibrary.ru/kjuvkc
  26. Аржакова М.И. Оценка профессиональной компетентности будущих учителей химии в современных условиях // Педагогика и просвещение. 2021. № 1. С. 25-35. URL: https://elibrary.ru/iueefo
  27. Tomczyk L. Digital competence among pre-service teachers: A global perspective on curriculum change as viewed by experts from 33 countries // Evaluation and Program Planning. 2024. Vol. 105. 102449. DOI: 10.1016/j.evalprogplan.2024.102449
  28. Dolezal D., Motschnig R. Ambros R. Pre-Service Teachers’ Digital Competence: A Call for Action // Educ. Sci. 2025. Vol.15. 160. DOI:  10.3390/educsci15020160
  29. Hirsch A.-K., Rubach C. Exploring the Interplay Between Teaching Strategies and Digital Competencies Beliefs Among Pre-Service Teachers: A Longitudinal Study // Educ. Sci. 2024. Vol. 14. 1342. DOI: 10.3390/educsci14121342
  30. Usart M., Lázaro-Cantabrana J.L., Romeu T. Digital competence profiles of first year, pre-service teachers. Analysis in the Catalan university system // Teachers and Teaching. 2024. Vol. 31, Issue 5. P.  819–836. DOI: 10.1080/13540602.2024.2313640
  31. Göltl K., Ambros R., Dolezal D. Pre-Service Teachers’ Perceptions of Their Digital Competencies and Ways to Acquire Those through Their Studies and Self-Organized Learning // Education Sciences. 2024. Vol. 14(9), 951. DOI: 10.3390/educsci14090951

Библиографическая ссылка: Фулин В.А. Готовность будущих учителей истории к использованию современных цифровых технологий: феноменология, критерии и показатели // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 632-645.