Быкасова Л.В., Проценко Е.А., Самойлова А.Н., Трофименко Ю.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
УДК 378
Быкасова Л.В.1 (Таганрог, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru; Проценко Е.А.2 (Ростов-на-Дону, Россия) — eapros@rambler.ru; Самойлова А.Н.2 (Ростов-на-Дону, Россия) — s_a_n_l@mail.ru; Трофименко Ю.В.2 (Ростов-на-Дону, Россия) — jultro@rambler.ru
1Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ИТА ЮФУ
2Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Аннотация. С позиции сущностного подхода в статье рассматривается процесс формирования профессионального мировоззрения современного студента в системе обучения и воспитания, воздействующей на становление будущего специалиста, готовящегося после завершения обучения в вузе занять свою нишу в профессии. Фокус исследования сосредоточен на имеющихся в социуме культурных потенциях, оказывающих влияние на формирование общественного сознания современных студентов и их профессиональное мировоззрение, определяющее дальнейшую жизненную траекторию, успешность субъекта, (само)реализацию личности. Методологический контур статьи включает в себя перечень актуальных терминологических экспликаций; описание основополагающих детерминант, влияющих на формирование профессионального мировоззрения субъекта; рефлексию основных факторов, мотивирующих студента к выбору профессии; комментарии к совокупности аспектов, влияющих на формирование мировоззрения современных студентов, выбирающих будущую профессию; перечень принципов, которыми руководствуется студент при выборе своей профессии; анализ социальных институтов и практик, формирующих профессиональное мировоззрение современных студентов. Представленная в статье матрица позволяет сделать заключение об имеющемся в современных условиях высшей школы концептуальном каркасе личностно-ориентированного и профессионального образования. В заключении статьи авторами предложен ряд инициатив для успешного формирования профессионального мировоззрения современных студентов.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, современный студент, воспитание, ценности, жизненный опыт, профессиональная деятельность.
Список источников:
- Айснер Л.Ю., Наумов О.Д. К вопросу о реализации целей государственной политики в сфере образования // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. 2021. № 2. С. 1-3. URL: https://elibrary.ru/lwelvx
- Александров В.Б. Русские философы о понятии научного мировоззрения // Управленческое консультирование. 2023. № 2. С. 90-98. DOI: 10.22394/1726-1139-2023-2-90-98
- Беликов В.А., Романов П.Ю., Токмазов Г.В. Методология и логика определения педагогических условий решения проблем образования личности // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 139–147. URL: https://elibrary.ru/ynalth
- Бородинова Н.Н., Даева Н.А. Формирование основ духовно-нравственной культуры личности // Культурный ландшафт России: духовные традиции и современность. – Курск: Университетская книга, 2019. – С. 75-80. URL: https://www.elibrary.ru/vepsns
- Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Антропологическое измерение дистанционного образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. С. 117-128. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.10
- Выготский, Л. С. Психология развития. – М.: Юрайт, 2023. – 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7
- Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2025. – 464 с. ISBN 978-5-98712-030-9
- Дудаев Г.С.-Х. Формирование культуры доверительного отношения к гражданам в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров государственного и муниципального управления // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(4). С. 106-109. URL: https://elibrary.ru/unhgci
- Жигалев Б.А., Косолапова Л.А., Тимкина Ю.Ю. Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения студентов в процессе иноязычной подготовки // Язык и культура. 2024. № 67. С. 169-189. DOI: 10.17223/19996195/67/9
- Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2016. – 752 с. ISBN: 978-5-699-55027-2
- Косинова И.И., Гришаева Ю.М., Вовченко М.Н. Исследование ценностей и жизненных предпочтений современной молодежи в России // Вестник РМАТ. 2022. № 2. С. 21-28. URL: https://www.elibrary.ru/vljfrc
- Котляров И.В. Культурный код: к новой системе ценностей (социально-философские тренды) // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13, № 3. С.143-150. DOI: 10.15862/48SCSK322
- Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293. URL: https://www.elibrary.ru/rbwlek
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения: монография. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
- Литвинова Т.В. Формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов как основы их компетенции в будущей профессиональной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 51-53.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1994. – 907 с. ISBN: 5-902638-10-0
- Осипов П. Н. Научное наставничество: модели, особенности, проблемы // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 8-19. URL: https://elibrary.ru/hfbmdb
- Сайфутдинов Д.Р., Рыжкина Н.А. Проблема социализации поколения // Экономика и социум. 2020. № 1(68). С. 725-729. URL: https://www.elibrary.ru/djpucq
- Семенов Г.В., Тимофеев С.А., Федотова О.Д. Профессиональное мировоззрение как практическая задача и тема научного дискурса: особенности теоретических подходов в зарубежной педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1. URL: https://elibrary.ru/lutkup
- Симановский А.Э. Валидность организационно-деятельностных моделей в педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2025. № 1 (142). С. 8-18.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 1599 с.
- Соловкина И.В., Темирбекова А.А. Информационная культура студента как средство успешной профессиональной деятельности в будущем // Мир науки, культуры и образования. 2021. № 3 (88). С. 110-111. ISSN 1991-5497.
- Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 2009. – 640 с. ISBN: 978-5-9770-0429-9
- Философский словарь. – М.: «Республика», 2003. – 575 с. ISBN 985-428-636-3.
- Шакин Д.А. Профессиональное мировоззрение vs мировоззрение профессионала // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. C. 1-10. DOI: 10.17513/spno.30512
Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Проценко Е.А., Самойлова А.Н., Трофименко Ю.В. Формирование профессионального мировоззрения современных студентов // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 400-414.