Демидько Е.В.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
УДК 37.015.31
Демидько Е.В.1 (Хабаровск, Россия) — evgdem@yandex.ru
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. Формирование личности человека, способного к самореализации и активному участию в жизни общества невозможно без его гармоничного физического, психического и умственного развития. В результате человек становится готовым к интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому, физическому и профессиональному развитию, удовлетворению своих потребностей и интересов. Однако это происходит не мгновенно: человек должен пройти долгий путь от рождения до обретения компетенций, достаточных для разных сфер общественной жизни. Факторы, влияющие на формирование отношения к окружающему миру: сенсорный опыт; общение и взаимодействие: взаимодействие с родителями и другими значимыми людьми в жизни ребенка; эмоциональный опыт; познавательное развитие; социальное окружение. Особенно интересным здесь является формирование у ребенка отношения к окружающему миру при переходе от исключительно физиологических реакций, через зарождение базовых социальных и психологических установок, до формирования у него модели поведения. На основании теоретического анализа предлагается модель формирования отношения ребенка к окружающему миру. Исходя из представленной модели, можно утверждать, что при нормальном физиологическом состоянии органов чувств ребенка восприятие им окружающего мира, не осознаваемое на начальном этапе развития, формируется как условно «открытость» или условно «неприятие» на уровне инстинкта, который в последующем влияет на формирование модели его поведения. В свою очередь, это определяет его интеллектуальные и физиологические способности, цели, которые он ставит перед собой, действия, которые ему необходимо предпринять. Чтобы эти цели были достигнуты, необходим набор конкретных факторов и условий. Если все указанные элементы конгруэнтны между собой, то с большой долей вероятности результат будет положительный, что укрепит уверенность ребенка в себе и будет способствовать развитию у него уверенной модели поведения. В результате анализа сделан вывод о том, что формирование такой модели поведения, которая будет способствовать эффективной социализации ребенка в обществе, его гармоничному физическому, психическому и умственному развитию при соответствующем подходе является управляемым процессом.
Ключевые слова: периодизации психического развития, пренатальный период, инстинкт, модель поведения.
Список литературы:
- Горбенко А.И. Историко-теоретический анализ теории социализации: от ранних концепций к современным исследованиям // Вестник социологических наук. 2024. Т. 2, № 3. С. 4-14. URL: https://www.elibrary.ru/iqaqrz
- Bowlby J. Attachment and loss. — London: Penguin books, 1989. — 425 p.
- Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура; [Пер. с англ. под ред. Чубарь Н.Н.]. — СПб.: Евразия, 2000. — 318 с.
- Bronfenbrenner, U. Ecological models of human development / In International Encyclopedia of Education. — Oxford: Elsevier, 1994.
- Maccoby E.E. The Psychology of sex differences Eleanor Emmons Maccoby and Carol Nagy Jacklin. — Stanford: Stanford univ. press, 1974. — 634 с.
- Salovey P., Mayer, J.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990, Vol. 9. P. 185-211. DOI: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 16.11.2024)
- Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьей проф. А. А. Красновского. – М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, — 1939. — 93 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 32-39.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Райт, 2016. — 440 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, Астрель, Люкс. — 2005. — 671 с.
- Занько С.Н., Богомаз С.Л., Ковалевская Т.Н. Социально-психологическая адаптация детей с задержкой внутриутробного роста и развития плода как условие успешной социализации личности // Право. Экономика. Психология. 2015. № 1. С. 62-67. URL: https://www.elibrary.ru/vkwyvv
- Зародыши-близнецы учатся общению в утробе матери. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://medicalxpress.com/news/206164323-twin-fetuses-social-womb.html (Дата обращения: 16.11.2024).
- Богданова М.А., Томенко Т.Р. Влияние пренатальной тревожности и стресса матери на развитие детского мозга и психопатологий // Lurian Journal. 2023. № 4(1), pp. 46–52. DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.1.4
- Савенышева С.С. Влияние состояния и отношения к ребенку матери в период беременности на последующее психическое развитие ребенка: анализ зарубежных исследований // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. Т. 6, №1. С. 14. URL: https://elibrary.ru/rrloyl
- Агафонова Е.А. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике // Образование и воспитание. 2021. № 5 (36). С. 1-4. URL: URL: https://www.elibrary.ru/qdmqnn
Библиографическая ссылка: Демидько Е.В. Формирование модели поведения ребенка в раннем возрасте // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 246-256.