ISSN 2409-7616

Богданов Г.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

УДК 377:37.06:61

Богданов Г.А.1 (Томск, Россия) — eraidon@yandex.ru

1Томский государственный педагогический университет

Аннотация. Постановка проблемы. Сегодня большое внимание уделяется развитию системы образования и профессионального обучения. В профессиональной подготовке личного состава пожарной охраны потребность развития обусловлена научно-техническим прогрессом и совершенствованием профессионального образования. Большое количество педагогов-исследователей в своих работах указывают на необходимость совершенствования, как методической, так и учебной материально-технической базы. Многие идеи нашли свое применение на практике. Однако до сих пор существует ряд проблем обучения, которые отражаются в остаточном уровне знаний, низких показателях физической и профессиональной подготовки сотрудников, а также отсутствии интереса к познавательной деятельности и исполнению служебных обязанностей. Цель работы: выявить современные проблемы профессионального первоначального обучения личного состава пожарной охраны.  Метод или методология проведения работы. Выявление проблем проводилось путем анализа научных работ в данной области и анкетирования личного состава пожарной охраны в различных регионах Российской Федерации. Ответы на вопросы раскрывали существующие проблемы и положительные стороны действующих нормативных документов МЧС России в области профессиональной подготовки. Область применения результатов.Выявленные проблемы способствовали поиску решений, которые направлены на улучшение уровня профессиональной подготовки и качества проведения первоначального обучения. Результаты исследования применяются в дальнейших исследованиях, направленных на технологизацию первоначального обучения и совершенствование профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны в целом. Новизна. В связи с небольшим количеством завершенных исследований в направлении конкретно первоначального обучения, впервые были получены подробные ответы, способные отразить существующую проблематику в первоначальном обучении личного состава пожарной охраны. Ответы на вопросы анкеты призывали сотрудников не только указать проблемы и положительные стороны первоначального обучения, но и дать оценку уровню знаний и навыков, а также оценку участия наставников, преподавателей, руководителей индивидуального обучения и стажировок для более глубокого анализа проблематики. Вследствие чего впервые были выявлены проблемы, связанные не только с организацией и обеспечением учебного процесса, но и с бытовыми условиями, и качеством проведения учебного процесса. Также были определены условия, оказывающие влияние на качество учебного процесса. Выводы. Проведенный анализ ответов на вопросы анкеты позволил определить современные проблемы профессионального первоначального обучения личного состава пожарной охраны и причины этих проблем. Основными причинами, создающими проблемы, являются разные подходы руководителей подразделений к организации и обеспечения учебного процесса, дифференциация нормативных документов и недобросовестность отдельных должностных лиц. Отталкиваясь от выявленных проблем, предложены решения, направленные на повышение качества первоначального обучения, уровня профессиональной подготовки и мотивации к прохождению службы молодыми сотрудниками.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, проблемы профессионального обучения, первоначальное обучение, МЧС России, мотивация, технологизация процесса обучения.

Список источников:

  1. Казанцев С.Г. Методика оценки времени выполнения нормативов
    по профессиональной подготовке пожарных // Современные проблемы гражданской защиты. 2022. № 4(45). С. 29-40. URL: https://elibrary.ru/inwovc
  2. Коряковцев Д.А. Профессиональная социализация курсантов: первоначальный опыт и проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3С. 146-148. URL: https://www.elibrary.ru/mcbwie  
  3. Чумила Е.А. Зарубежный опыт профессиональной подготовки спасателей-пожарных // Профессиональное образование. 2020. № 4(42). С. 25-30. URL: https://elibrary.ru/arhkcf
  4. Закинчак А.И. Развитие образовательной среды подготовки специалистов в области пожарной безопасности // Пожарная и аварийная безопасность. 2023. № 3(30). С. 61-73. URL: https://elibrary.ru/fnrrog
  5. Краснова М.Н. Проблемы и специфика подготовки кадров для сферы пожарной безопасности России // Актуальные проблемы безопасности в техносфере. 2022. № 1(5). С. 6-11. URL: https://elibrary.ru/bvtcqw
  6. Кропотова Н.А. Оценка сформированности гибких навыков обучающихся в процессе подготовки кадров пожарной охраны // Пожарная и аварийная безопасность. 2023. № 1(28). С. 61-74. URL: https://elibrary.ru/ncwywq
  7. Горелова Е.М. Совершенствование методов и средств организации профессиональной подготовки пожарных Брянского пожарно-спасательного гарнизона // Аллея науки. 2022.  Т. 2, № 6(69).  С. 200-203. URL: https://elibrary.ru/arhkcf
  8. Шкитронов М.Е. Формирование общепрофессиональных компетенций при подготовке специалистов пожарной безопасности в России и за рубежом — сравнительный аспект // Вестник педагогических наук. 2022. № 1. С. 128-132.
    URL: https://www.elibrary.ru/oxkegh
  9. Сидоров А.А. Проблемы использования технологий виртуальной реальности в обучении пожарных / А. А. Сидоров // Надежность и долговечность машин и механизмов: Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС РФ, 2024. – С. 412-414. URL: https://elibrary.ru/jykkny
  10. Рондырев-Ильинский В.Б. Применение активных методов обучения при подготовке добровольных пожарных: проблемы и пути их решения
    // Актуальные научные исследования: от теории к практике: Сборник материалов XLIV-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. – Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2024. — С. 156-162. URL: https://elibrary.ru/tiphzf
  11. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н.  Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 116-147. URL: https://elibrary.ru/wavbrf
  12. Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Минаев Н.Н. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113-121. URL: https://elibrary.ru/muraqu
  13. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153-184. URL: https://elibrary.ru/ndpsat
  14. Алексеева Е.И., Бутюгина А.А., Горбунова Е.Е. Роль информационных технологий в образовательном процессе подготовки специалистов в области пожарной безопасности // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 7. С. 340-350. URL: https://www.elibrary.ru/mxpdez
  15. Новичкова Н.Ю. Развитие профессиональной подготовки пожарных в Ивановской области / Н. Ю. Новичкова // Пожарная и аварийная безопасность. 2022. № 4(27). – С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/fcxwgo
  16. Коробко Л.В. Алгоритм определения соответствия уровня подготовки пожарных требованиям профессионального стандарта «Пожарный» // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2022. № 3. С. 110-117. URL: https://www.elibrary.ru/etqjih
  17. Сердитова Н.Е. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 9-15. URL: https://www.elibrary.ru/hshykn
  18. Кравченя, Н. И. Самоконтроль в подготовке спасателей-пожарных // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2023. № 2. С. 38-41. DOI: 10.52928/2070-1640-2023-40-2-38-41
  19. Савчук О.Н. Совершенствование подготовки спасателей-пожарных МЧС России на современном этапе // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2023. № 3(60). С. 79-84. DOI: 10.61260/2074-1618-2023-3-79-84

Библиографическая ссылка: Богданов Г.А. Современные проблемы профессионального первоначального обучения личного состава пожарной охраны // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 173-191.