Кривко Я.П., Ефанина Ю.В.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В СССР В 70-Х – 80-Х ГГ. ХХ В. (НА МАТЕРИАЛЕ ВЕДУЩИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ)
УДК 37.013
Кривко Я.П.1 (Луганск, Россия) — yakrivko@yandex.ru; Ефанина Ю.В.1 (Луганск, Россия) — julia_vik96@mail.ru
1Луганский государственный педагогический университет
Аннотация. Воспитание детей является одной из ключевых задач, стоящих перед обществом. От того, какие ценности и установки будут сформированы у подрастающего поколения, во многом зависит дальнейшее развитие государства и его благополучие. В этой связи особую актуальность приобретает проблема взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания детей. Одним из ключевых аспектов взаимодействия школы и семьи в воспитании детей является совместное определение целей, задач и ожидаемых результатов воспитательной работы. Школа и семья должны выработать единую стратегию, основанную на общих ценностных ориентирах и подходах к воспитанию. Это позволит обеспечить целостность и непрерывность воспитательного процесса, избежать противоречий и рассогласований воздействии на ребенка. Важным условием эффективного взаимодействия школы и семьи является также обеспечение их тесной координации и регулярного обмена информацией. Педагоги должны систематически информировать родителей об успехах и проблемах ребенка в учебе, его поведении, особенностях личностного развития. В свою очередь, родители призваны делиться с учителями сведениями о семейной ситуации, актуальных потребностях и интересах ребенка. Такой обмен информацией позволяет выстроить целостную картину развития ребенка и скоординировать действия школы и семьи. В статье рассмотрены некоторые особенности взаимодействия школы и семьи в СССР в 70-80-х гг. ХХ в. Отмечается важность педагогической печати для организации этого взаимодействия. Проанализировано содержание ведущих периодических педагогических изданий рассматриваемого периода по вопросам организации взаимодействия школы и семьи. Авторами описан опыт организации взаимодействия школы и семьи посредством работы родительских университетов и лекториев, проведения родительских конференций и «круглых столов», оборудования родительских классов в школах. В статье дана оценка содержания программ педагогического просвещения родителей школьников в рамках родительского всеобуча.
Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, родительский всеобуч, педагогическое просвещение родителей, семейное воспитание, пропаганда педагогических знаний, педагогическая культура родителей.
Список источников:
- Азаров Ю. Педагогика на каждый день // Семья и школа. 1976. № 5. С. 28-33.
- Азаров Ю. Педагогика на каждый день // Семья и школа. 1976. № 6. С. 23-28.
- Азаров Ю. Педагогика на каждый день // Семья и школа. 1976. № 7. С. 19-26.
- Ахумян С. Педагогический всеобуч – требование времени // Семья и школа. 1986. № 7. С. 1-3.
- Ахумян С. Родители и общественность – главные помощники школы // Семья и школа. 1977. № 9. С. 4-6.
- Всегда вместе, помогая друг другу // Семья и школа. 1981. № 3. С. 6-8.
- Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания школьников // Советская педагогика. 1976. № 11. С. 61-67.
- Дети, семья, общество // Семья и школа. 1976. № 2. С. 2-4.
- Загореев К., Носков Я. Педагогическое просвещение родителей // Народное образование. 1975. № 7. С. 17-19.
- Задачи педагогической печати // Народное образование. 1980. №2. С. 2-7.
- Кадаш Л. Университет для всех // Семья и школа. 1975. № 11. С. 12.
- Карклинь М. Единые усилия школы, семьи и общественности // Народное образование. 1980. № 1. С. 16-19.
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 // Правительство России. 2024. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/all/153176/ (Дата обращения: 01.04.2025)
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (Дата обращения: 01.04.2025)
- Обращение к учителям, работникам народного образования, родителям и общественности // Семья и школа. 1977. № 8. С. 1-3.
- Парсаданян С. Родительский класс // Семья и школа. 1982. № 4. С. 7-9.
- Педагогическую культуру в каждую семью // Народное образование. 1981. № 4. С. 7-11.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения: 01.04.2025)
- Суворова А. Как учить семейной науке? // Семья и школа. 1976. № 1. С. 10-12.
- Тигунцева Г.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 2001. – 160 с.
Библиографическая ссылка: Кривко Я.П., Ефанина Ю.В. Взаимодействие школы и семьи в СССР в 70-х – 80-х гг. ХХ в. (на материале ведущих периодических изданий) // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 425-433.