ISSN 2409-7616

Логинова В.А., Хитрина Д.А.

БАРЬЕРЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

УДК 339.54:334.012.6

Логинова В.А.1 (Хабаровск, Россия) — 000234@togudv.ru; Хитрина Д.А.1 (Хабаровск, Россия) — 2018102234@togudv.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Целью исследования является выявление ключевых барьеров интернационализации бизнеса для малых и средних предприятий дальневосточного региона и определение направлений их преодоления. Для детального анализа использованы как вторичные данные, так и результаты опроса дальневосточных организаций малого и среднего бизнеса. Основными источниками информации явились российские и зарубежные исследования, исследовательские отчеты, материалы опросов различных организаций и результаты собственных исследований. Использовались абстрактно-логический метод, методы описания, контент анализа, методы социологического опроса. В статье рассмотрены понятие барьеров интернационализации бизнеса и различные подходы к их классификации, представленные в российских и зарубежных исследованиях. Выявлено, что практически все исследователи выделяют внутренние (эндогенные) барьеры, связанные с работой организации, ее ресурсами, стратегическими установками, и внешние (экзогенные), которые неоднородны с точки зрения их происхождения. Часть внешних барьеров обусловлены национальными условиями функционирования малых и средних предприятий, другая – причинами, связанными с условиями принимающих иностранных рынков. Проблемы интернационализации бизнеса МСП присущи практически всем странам, хотя можно говорить о некоторых уникальных условиях, которые могут быть присущи конкретной отраслевой группе малых и средних предприятий на конкретной территории, что обусловило интерес к оценке барьеров интернационализации бизнеса дальневосточных МСП. Изучение построено на экспертных оценках и опросе представителей отдельных МСП региона. Результаты опроса показали, что проблемы интернационализации бизнеса малыми и средними предприятиями Дальнего Востока в целом отражают общие проблемы, характерные для МСП в стране, а решение этих проблем нужно рассматривать в рамках дельнейшего партнерства государства и бизнеса по содействию экспортерам в выходе на зарубежные рынки, что в итоге приведет к экономии усилий и финансовых затрат на освоение новых рынков.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, МСП, барьеры, интернационализация, бизнес, внешнеэкономическая деятельность, социологический опрос.

Список источников:

  1. Dabić M., Maley J., Dana L.P. [et al.] Pathways of SME internationalization: a bibliometric and systematic review // Small Bus Econ. 2020. Vol. 55. P. 705–725. DOI: 10.1007/s11187-019-00181-6  
  2. Chandra A., Paul J., Chavan M. Internationalization barriers of SMEs from developing countries: a review and research agenda // Int J Entrep Behav Res. 2020. Vol. 26, No. 6. P. 1281-1310. DOI: 10.1108/IJEBR-03-2020-0167
  3. Nouri M., Boujelbene Y. Determinants of the Export Performance of Tunisian SMEs: Analysis Trough the MICMAC Method // South Asian Research Journal of Business and Management. 2022. Vol. 4. Issue 1. P. 1-10. DOI: 10.36346/sarjbm.2022.v04i01.001
  4. Madushanka H., Sachitra V. Factors Influencing on Export Engagement of Small and Medium-Sized Enterprises in Sri Lanka: Resource Based View // South Asian Journal of Social Studies and Economics. 2021. Vol. 9, No. 3. P. 38-49. DOI: 10.9734/SAJSSE/2021/v9i330244
  5. ERIA/OECD SME Policy Index: ASEAN 2024 – Enabling Sustainable Growth and Digitalisation, Jakarta: ERIA/Paris: OECD.
  6. Иванова А.К. Интернационализация малого и среднего бизнеса: опыт институциональной поддержки в ФРГ // Terra Economicus. 2021. № 19 (3). С. 78–92.
  7. Судаков С.С. Эффективность российских институтов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 1. С. 49–77. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-49-77
  8. Sala-Ríos M., Farré-Perdiguer M., Torres-Solé T. Exporting and Firms’ Performance—What about Cooperatives? Evidence from Spain // Sustainability. 2020. Vol. 12, No 20. DOI: 10.3390/su12208385
  9. Szarzec K., Nowara W., Olejnik,I. Exports and the economic performance of large state-owned enterprises in Poland: evidence from firm-level data // Ruch Prawniczy, Ekonomiczny I Socjologiczny. 2020. Vol. 82, No 1. P. 265–282. DOI: 10.14746/rpeis.2020.82.1.18
  10. Removing barriers to SME access to international markets. Keynote paper OECD–APEC. 2007. [Электронный ресурс]: – URL: https://www.apec.org/docs/default-source/publications/2007/1/removing-barriers-to-small-and-medium-enterprises-sme-access-to-international-markets-november-2006/07_sme_ocedbarriers.pdf  (Дата обращения: 01.04.2025)
  11. Paul J. SCOPE framework for SMEs: A new theoretical lens for success and internationalization // Eur Manag J. 2020. Vol. 38, No. 2. P. 219-230. DOI:10.1016/j.emj.2020.02.001
  12. Ван Инхэ. Факторы интернационализации деятельности малых и средних предприятий // Дискуссия. 2024. №. 124. С. 137–142. DOI: 10.46320/2077-7639-2024-3-124-112-117
  13. Urban W., Krot K., Tomaszuk A. A cross-national study of internationalisation barriers with reference to SME value chain // Equilibrium Quarterly Journal of Economics and Economic Policy. 2023. Vol.18, No. 2, P. 523–549. DOI:10.24136/eq.2023.016
  14. Bargoni A., Ferraris A., Vilamová Š. Digitalisation and internationalisation in SMEs: a systematic review and research agenda // Journal of Enterprise Information Management. 2024.  Vol. 37, No. 5. P. 1418-1457. DOI: 10.1108/JEIM-12-2022-0473
  15. Голивцова Н.Н. Интернационализация кластерных предприятий малого и среднего бизнеса // Экономический вектор. 2023. № 1 (32). С. 5–12. DOI: 10.36807/2411-7269-2023-1-32-5-12  
  16. Nurfarida I.N., Mukhlis I., Murwani F.D. The Internationalization of SMEs: Motives and Barriers // International Journal of Current Science Research and Review. 2022. Vol. 5, No. 5. P. 1749-1756. DOI: 10.47191/ijcsrr/V5-i5-43
  17. SME and Entrepreneurship Outlook. – Paris: OECD Publishing, 2023. DOI: 10.1787/342b8564-en
  18. Majidli F. Problems encountered by SMEs in export activities // 55th International Scientific Conference on Economic and Social Development. Baku, 2020, P. 630-636. DOI:10.1787/g2g9fb36-en)
  19. Kurnia S.R. Internationalization MSMEs Export Challenge: Case Study on Kopi Dampit East Java, Indonesia // Formosa Journal of Multidisciplinary Research. 2024. Vol. 3, No. 5.  P. 1593–1604. DOI: 10.55927/fjmr.v3i5.9216
  20. Morini С., Polis M.C., Dirceu da Silva Export Barriers for SMEs from Emerging Market: A Model of Analysis for Non-Tech Companies // BAR — Braz. Adm. Rev. 2021. Vol. 18, No. 4. P. 1-31.  DOI:10.1590/1807-7692bar2021200121
  21.  Safari A., Saleh A.S. Key determinants of SMEs’ export performance: a resource-based view and contingency theory approach using potential mediators // Journal of Business & Industrial Marketing. 2020. Vol. 35, Issue 4. P. 635–654. DOI:10.1108/JBIM-11-2018-0324
  22. Сергиенко М.С., Зубарев А.Е. Состояние и перспективы развития экспорта Хабаровского края в условиях санкционных ограничений // Вестник ТОГУ. 2022. №4 (67). С. 79–92. URL:  https://elibrary.ru/oukhnw

Библиографическая ссылка: Логинова В.А., Хитрина Д.А. Барьеры интернационализации бизнеса организациями малого и среднего бизнеса // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 337-350.